Российская агрессия на море и суше вполне ожидаемо стала главной темой министерской встречи ОБСЕ в Милане. В частности, о ней говорил министр иностранных дел Словакии, будущий глава ОБСЕ Мирослав Лайчак. Констатируя, что «кризис вокруг Украины, который включает в себя незаконную аннексию Крыма и подрывает принципы ОБСЕ — будет фокусом нашего председательства в организации». Такая вот интересная у словацкого дипломата форма, называть Россию — «кризис вокруг Украины». С ним соглашались, кажется, все без исключения выступающие. Многие из них даже точнее характеризовали первопричину кризиса.
Но, что касается более практических шагов по преодолению российской агрессии — то с ними выступили делегации Дании и Германии. Суть их предложения сводится к расширению наблюдательной миссии ОБСЕ в Украине на Азовское море.
И если министр иностранных дел и развития Королевства Дания Андерс Самуэльсен отметил, что Дания неуклонно поддерживает суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Украины и констатировал, что «необходимо рассмотреть возможность введения международного мониторинга ситуации в Керченском проливе и в Азовском море», то его немецкий коллега Гайко Маас был более конкретен.
В частности, он заявил, что предложение о наблюдательной миссии должны обсудить на следующей неделе, во время встречи представителей Украины и РФ при посредничестве Франции и Германии.
«Это будет непросто, потому что позиция сторон до сих пор жесткая. Думаю, для украинской стороны это будет хорошо, а вот российская сторона настроена очень скептически», — сказал Маас.
Впрочем, какими бы ни были результаты переговоров с Россией по этому вопросу, сама идея их проведения является несомненным позитивом для Украины.
Если Россия согласится на работу такой миссии — то Путину уже не придется бегать за Ангелой Меркель во время протокольных мероприятий и трапез на очередном саммите G20, и рисовать на салфетке, кто как и в каком месте «нарушил украинскую границу». Эту информацию канцлер Германии, президент Франции, а также европейские и американские СМИ смогут черпать напрямую у международных наблюдателей. И даже если если она будет заметно отличаться от той, которую озвучивает Владимир Владимирович и верный ему Песков — об этом факте упомянут в предпоследнем абзаце и одним предложением.
Потому что море — не суша, и незаметно совершить на нем какую-то пакость гораздо, гораздо сложнее. Системы спутникового наблюдения, а также радиолокационные станции «видят» каждый корабль на Азове. Размеры которого составляют всего-то 300 на 200 километров.
Но даже если Россия категорически откажется от расширения ареала деятельности спецмониторинговой миссии — то даже в таком случае вопрос относительно того, кто, как и когда нарушает международное морское право, может получить свой беспристрастный ответ. Поскольку и Украина, при желании, может предоставить место на побережье для установления радиолокационной аппаратуры — и разрешение на пролет разведывательной авиации над нашей территорией и исключительной экономической зоной на Азове. Самолеты — не корабли, им Керченского пролива не нужно.
Таким образом члены ОБСЕ — многие из которых являются и членами НАТО — получат возможность как следить за российской агрессией против Украины на Азове, так и получать информацию о деятельности российского флота в регионе непосредственно с места событий.
Тарас Паньо / Depo.ua