четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Конец «русского мира» в Украине: Когда РПЦ назовут церковью-расстригой Вчерашние события на Фанаре являются лишь началом тектонических процессов, которые приведут к еще большей изоляции Москвы

Если коротко, то из Стамбула поступило две ключевые новости, которые по своему значению значительно масштабнее, чем получение Томоса.

Какие эпохальные решения принял Синод Вселенского Патриархата

Первая новость – Синод Вселенского Патриархата снял анафему с патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, признав их каноничными.

Вторая новость – Вселенский Престол признал незаконной аннексию Киевской Митрополии Русской церковью в 1686 году. В переводе на обычный язык, Украинская православная церковь является каноничной и всегда такой была, а РПЦ незаконно подчинила ее себе. То есть, все решения Русской православной церкви в отношении Киевской митрополии – анафема Ивану Мазепе, патриарху Филарету, предстоятелю УАПЦ Макарию, все постановления так называемого «Харьковского архиерейского собора» 1992 года – являются незаконными. Константинополь в 1686 году позволил РПЦ рукополагать Киевских митрополитов, а не захватывать канонические земли Украинской православной церкви. То есть, решения Фанара – восстановление исторической справедливости.

Объединительный Собор и томос для Украины

Что дальше? Первое – должна быть соблюдена процедура. Для этого в Киеве соберется архиерейский Собор, который выберет предстоятеля Украинской православной церкви. Как объяснял патриарх Филарет, объединительный Собор составят архиереи Киевского патриархата – это 41 архиерей, 12 архиереев Украинской автокефальной церкви и 10 архиереев Московского патриархата. Кто именно будет представлять УПЦ МП, пока неизвестно. Но точно можно сказать, что митрополита Онуфрия, который четко встал на сторону РПЦ, там не будет. Избранный предстоятель, а им, очевидно, станет именно Филарет, получит Томос от Варфоломея.

Судьба УПЦ МП

Второе – какой видится судьба УПЦ МП. У архиереев, которые примут участие в Соборе, появится шанс временно остаться на должностях и обеспечить эволюционный переход своих епархий к УПЦ. По прогнозам религиоведов, около 50% общин от МП перейдут под каноническую Украинскую православную церковь за короткий период. Юридический статус тех общин, которые останутся под руководством Моспатриархии, нужно будет урегулировать на законодательном уровне. Для этого парламент должен принять соответствующий закон, который, с одной стороны, заставит эту церковь зарегистрироваться под другим названием – филиал РПЦ, Московская церковь, безразлично как, но не УПЦ – с другой, обеспечит ей правовые основания для функционирования.

Третье – что будет с Киево-Печерской, Почаевской лаврами и другими культовыми сооружениями, особенно исторического значения, которые оккупировали московские попы. Наиболее вероятный сценарий – они добровольно перейдут к УПЦ, при этом нынешние настоятели, которые запятнали себя действиями и заявлениями, направленными против автокефалии, будут заменены. Что они будут делать дальше? Как вариант, убегут на Россию, где пополнят ряды «политических беженцев» вроде Азарова, Олейника и так далее. Впрочем, вряд ли в Москве им будут рады, там своих попов хватает.

Есть другой путь – более длительный – возвращение культовых сооружений через суд. Россия пугает захватом церквей, однако этого не будет. Все будет происходить по закону, который регулирует переход религиозных общин. Этот документ, очевидно, парламент также примет в ближайшее время.

Томос и предстоящие выборы

Четвертое – удастся ли агентам «русского мира» получить политическую выгоду от церковного вопроса на следующих выборах. Прогнозируемо, что будут попытки мутить воду, особенно на востоке и юге. Лица, которые будут создавать искусственные конфликты вокруг церквей, должны получить жесткий отпор. Московские попы пусть не забывают, что они, как и любые другие граждане, несут ответственность по тому же Уголовному кодексу. Что же касается личностей наподобие Вадима Новинского и других «смотрящих» за МП, то здесь трудно не согласиться с мнением, что теперь для Москвы они – неудачники, которые не смогли помешать автокефалии.

Существует вероятность, что после вчерашних событий на Фанаре Кремль будет заставлять представителей «пятой колонны» делегировать на выборы единого кандидата, который, в том числе, поднимет на свои знамена защиту Московской церкви. Однако вероятность того, что это удастся, не очень высока. Слишком много у этих ребят разногласий, чтобы садиться за стол переговоров без мухлежа.

Ответ РПЦ

Пятое – что будет происходить в РПЦ. Гундяев и его окружение допустили значительное количество ошибок, неуклюже отстаивая влияние РПЦ на украинскую церковь. И это не только сентябрьское решение синода о прекращении молитвенного упоминания Константинопольского патриарха. Чтобы избежать дальнейших осложнений в отношениях с православным миром, очевидным шагом может стать инспирирование Кремлем избрания другого патриарха. А Гундяев уйдет по состоянию здоровья. Вслед за ним, очевидно, уйдут фигуры, которые поддерживали жесткую политику в отношении Константинополя. Одним из таких является митрополит Илларион (Алфеев), председатель отдела внешних церковных связей РПЦ.

Продолжение клинча с Фанаром Москве ничего не дает. Более того, противостояние рискует привести к признанию Русской церкви самосвятами. А это для нее – полная катастрофа. Поэтому, скорее всего, надув щеки, в Кремле смирятся с полученной пощечиной. Но, конечно же, не оставят украинскую церковь в покое. Ведь в церковной среде столько русской агентуры, что можно провоцировать внутренние ссоры. Особенно, если нынешние московские попы, которые поддержат решение Константинополя, получат за это индульгенцию.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим