Группа Bellingcat и издание The Insider не заставили долго ждать и назвали имя компаньона Анатолия Чепиги («Руслана Боширова») – «Александра Петрова». Им оказался военврач Александр Мишкин. Появившийся 8 октября материал – скорее затравка, и ожидается больше деталей. Пока неизвестно, будет ли обещанная Bellingcat на 9 октября презентация результатов расследования по «Петрову»-Мишкину в одном из комитетов британской Палаты общин.
Петров-Мишкин
Александр Евгеньевич Мишкин родился 7 июня 1979 года в селе Лойга Устьянского района Архангельской области. В отличие от Чепиги, данные его второй личности совпадают с реальными, вплоть до имени, отчества, даты рождения, имен родителей и т.д. Известно, что Мишкин учился в одной из лучших академий военной медицины в РФ (название, видимо, прозвучит позднее), где получил специальность военврача военно-морских сил. Звание авторы материала пока не выяснили, но предположили, учитывая, что академию оканчивают в звании старлея, то за эти годы «Петров» мог дослужиться до подполковника-полковника.
В общем, его заприметили в ГРУ и переманили на службу, что помогло Мишкину перебраться в 2010 году в Москву. До 2014-го года военврач был зарегистрирован по адресу, где находится штаб-квартира ГРУ – Хорошевское шоссе, 76Б. Осенью 2014 года ему подыскали жилье получше.
Как и в случае с Чепигой, авторы расследования очевидно проследили передвижения Мишкина. Сообщается, что с 2011 по 2018 год он повидал мир, причем и ближнее зарубежье тоже: Приднестровье и Украину, которую последний раз посещал в декабре 2013 года. И, в принципе, это пока все. Однако, исходя из уже известных данных о Мишкине, да и в целом о деятельности российских спецслужб можно сделать несколько выводов о состоянии и качестве работы этих структур.
Шпили в тиски
Во-первых, отметим, что изобличению Мишкина предшествовал вал осуждения со стороны ряда стран, раскрытие и даже выдвинутые Минюстом США обвинения относительно четверых российских хакеров, побывавших еще в апреле в Нидерландах с целью похищения данных ОЗХО об отравлении Скрипалей и химатаках в Сирии, а также намеревавшихся взломать лабораторию в швейцарском Шпице. О том, что неких россиян турнули из Нидерландов, стало известно еще раньше, но выложить карты на стол в Европе и США решили слаженно, аккурат с лишением инкогнито «солберецких туристов».
На Смоленской площади попытались худо-бедно объяснить присутствие четырех россиян с оборудованием для взлома в Гааге, однако на деле же отговорки российской стороны становятся все неправдоподобнее. Как в ситуации, когда человек настолько плох в актерском мастерстве или еще каком деле, когда становится стыдно уже не ему даже, а человеку, наблюдающему весь этот позор. «Зачем поехали? – А, дык это, всегда ездют. Ру…ру-тин-ная поездка, вот. – оборудование? – Чинют в посольстве-то». Еще и вызванная на ковер в МИД РФ посол Нидерландов не пожелала смиренно выслушать претензии, а распекла россиян в хвост и в гриву. Неприятно. Очень даже неприятно. А тут еще Bellingcat и The Insider подоспели с реальным именем «Петрова».
Измельчал российский шпион
Однако корить за провалы российским спецслужбам нужно прежде всего себя. Ведь фактически их нынешние агенты в большей степени напоминают дикарей, с улюлюканием ворвавшихся в город. Да, их вооружили уймой опасных и ультрасовременных игрушек. Только вот пользоваться ими они не научились и не освоили элементарные правила заметания следов – так и носятся с размалеванными физиономиями по солсберецким краям.
Естественно, может возникнуть вопрос: столько лет была тишь да гладь, а тут неожиданно сотрудники спецслужб РФ с энтузиазмом принялись прокалываться на ровном месте. Это можно объяснить, и ничего неожиданного в данной ситуации на самом деле нет. Просто лет двадцать после завершения «холодной войны» европейские страны, лениво почухиваясь, занимались своими делами. Не будем их за это осуждать. Ибо осуждать можно было, если бы, игнорируя дикарей в бело-сине-красном гриме, они игнорировали бы и экономические, политические вопросы. В общем, Европа не напрягается, не напрягается и Москва. Сотрудники спецслужб катались в ЕС как к себе домой, что, кстати, в итоге вполне могло стать одним из кирпичиков в фундамент существующего сегодня кремлевского лобби в Евросоюзе.
Однако по мере того, как Кремль становился все агрессивнее и развязнее, достигнув апогея в Солсбери, просыпались и спецслужбы союзников. И в итоге выяснилось, что за прошедшие десятки лет в России закончились нормальные разведчики. Старые кадры уже на пенсии, а молодые, пребывая в тепличных условиях, считали себя, по меньшей мере, агентами с двумя нулями. Закономерным результатом легкомыслия стали эффективные контрмеры европейцев и американцев, всерьез взявшихся за этих диверсантов и хакеров. И ведь что занятно – россияне сами в этом им помогают. «Помощь», как оказалось, стала сюрпризом для высшего руководства, видимо до сих пор пребывающего во власти иллюзии собственного могущества.
Согласно расследованию журналиста Сергея Канева, опубликованному «МБХ Медиа», в Минобороны РФ в связи с шпионскими скандалами в Нидерландах, США, Великобритании 6 октября состоялось тайное совещание (о котором вдруг становится известно, причем какому-никакому, а оппозиционеру – режим секретности, ага), проходившее на повышенных тонах. «Среди прочих нелестных оценок звучали «дремучая некомпетентность», «беспредельное разгильдяйство», «дебилы» и «еще бы буденовки надели». Судя по всему, скоро в Главном управлении Генштаба РФ (ранее ГРУ) предстоит большая зачистка, и некоторых генералов попросят на выход», – пишет Канев.
Почему герои шпионских скандалов удостоились столь нелестных эпитетов? Источник Канева в штаб-квартире ГРУ рассказал, что «разведчики и их непосредственные командиры не соблюдали элементарных основ нелегальной и агентурной работы за рубежом, общались между собой по телефонным номерам, зарегистрированным в московском регионе, а сами разговоры с указанием подробностей велись почти открытым текстом». Не мудрено, что нидерландские контрразведчики вышли как на тот квартет горе-хакеров, так и на второго секретаря посольства РФ Константина Бахтина, который, между прочим, еще и близкий друг Чепиги. Как тесен шпионский русский мир.
Фактически же обитатели этого мира находятся в том же положении, в котором пребывала и Красная армия в 1941 году – опытных офицеров растеряли и перемололи, осталось пушечное мясо да маршалы-мясники. Вот и давят массой – авось пронесет да выгорит.
А вообще, эта череда провалов открывает прекрасный вид на деградацию России в целом. Со времен расцвета империи у нее еще остались опасные игрушки, и много – но знающих, когда и как ими пользоваться, и стоит ли это делать вообще, остается все меньше. Сюжет «обезьяна с гранатой» все больше определяет ее судьбу.
Владислав Гирман / Деловая столица