неділя, 24 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Когда на телеканал NewsOne повесят табличку «Агент Кремля» Выступая в парламенте, президент поддержал идею законопроекта о регистрации агентов влияния страны-агрессора. Однако с реализацией такого закона возникнут проблемы

Инициаторами законопроекта, который даст возможность маркировать отдельные СМИ плашкой «Агент страны-агрессора», не прекращая их работы, выступают «фронтовики». По мнению Петра Порошенко, принятие такого документа «никоим образом не повлияет ни на гражданское общество, ни на медиа, ни на свободу слова». Позволим с этим не согласиться сразу по нескольким причинам.

Во-первых, при подготовке подобного законопроекта необходимо учитывать опыт других государств, где уже существуют аналогичные нормы. В США еще в 1938 г. был принят «Акт о регистрации иностранных агентов». Он был направлен на предотвращение нацистской пропаганды, начатой различными группами германофилов. Однако по окончанию Второй мировой акт не отменили, благодаря чему осенью прошлого года минюст США потребовал от российского государственного телеканала RT и агентства Sputnik зарегистрироваться как «иностранный агент».

В ответ в России был принят закон о СМИ-иноагентах. В эту категорию попадают средства массовой информации, получающие денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц или от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из указанных источников. На российские СМИ, в том числе с долей иностранного капитала, эта норма не распространяется. Это очень важный момент. В Украине сложно найти СМИ, зарегистрированное в России, а вот со структурой собственности в офшорах или с иностранным капиталом – предостаточно.

Доказать, что из офшора идут именно российские средства, будет непросто. Да и вряд ли для таких изданий деньги из-за поребрика станут возить в чемоданах или переводить на банковские счета. Потому мы можем принять закон, от которого будет больше имиджевых потерь, чем пользы. Власть обвинят в предвыборном пиаре и намерении навешивать ярлыки на «неправильные» средства массовой информации.

Еще один момент: в России ранее приняли другой скандальный документ – «О некоммерческих организациях». Им для СМИ-иноагентов предусматриваются права и обязанности как для НКО, признанных иностранными агентами влияния. В Украине негосударственные организации, в просторечии «грантоеды», существуют свободно, разве что много шума наделало их обязательство декларировать свои доходы. Мы можем предполагать, что отдельные организации получают финансирование от россиян через западные структуры якобы для борьбы за свободу слова или права человека, но это еще надо доказать.

Также не следует забывать, что даже в России Совет по правам человека при президенте рекомендовал Совету Федерации отклонить законопроект о СМИ-иностранных агентах. Играя в демократию, там указывали: любое иноСМИ может быть признано иностранным агентом совершенно произвольно. Кроме того, безосновательно смешивать правовой режим средства массовой информации и правовые статусы редакции, издателя, вещателя, распространителя, то есть лица, осуществляющего производство и выпуск СМИ, его издание, вещание, распространение его продукции. Депутаты, а затем Путин, мнение правозащитников проигнорировали. Нам же не следует забывать, что, в отличие от России, наши правозащитники имеют громкие голоса. И достаточно сильную поддержку на Западе. Где неоднократно жестко критиковали российский закон.

Несложно предположить, что и наш закон станет предметом критики. На дворе не 1938-й, когда свой акт приняли американцы, а 2018-й, и к теме давления на свободу слова мировое сообщество относится болезненно. Доказать, что мы так боремся за свою информационную безопасность, вряд ли получится. Потому надо идти иным путем, менее раздражающим для демократических структур.

В Верховной Раде с января 2017 г. пылится законопроект о государственном языке №5670. В марте этого года его включили в повестку дня, но рассмотрение отложили. Вокруг сего документа очень много разговоров, и, судя по тому, как его атакуют СМИ, потенциально попадающие под определение «агент страны-агрессора», узаконивание украинского языка как государственного для них – смерти подобно. После принятия этого документа все печатные СМИ, зарегистрированные в Украине, будут обязаны издаваться исключительно на украинском языке. Кроме того, языком телевидения и радиовещания станет украинский. Для эфирных нарушителей предусматривается штраф 10% от размера лицензионного сбора.

Эту статью можно усилить: вещатель, игнорирующий норму закона о государственном языке, после нескольких предупреждений Нацсовета по телевидению и радиовещанию лишается лицензии. Вряд ли стоит ожидать полной украинизации NewsOne, «Интера», «112. Украина» и целого ряда региональных вещателей, поскольку они работают на ту аудиторию, голоса которой на выборах планируют получить силы реванша. Таким образом, уже через несколько месяцев после вступления в действие закона о государственном языке в эфирах не окажется места спикерам с «русской челюстью». В противном случае, каналы, предоставляющие им площадки, просто потеряют лицензии. Будут ли критиковать Украину за подобное? Вот тогда и проявятся агенты российского влияния и у нас, и в западных структурах.


Деловая столица
Поділіться цим