Президент Петр Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде проект изменений в Конституцию относительно стремления к интеграции Украины в НАТО и Европейский Союз. Состоялась встреча президента с руководителями парламентских фракций, на которой, очевидно, президент приложил все усилия для того, чтобы парламентская судьба его инициатив была позитивной.
Активная поддержка предложения относительно изменения Конституции, очевидно, объясняется тем, что в соответствии с действующей редакцией Основного закона, «Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и не был принят, может быть подан в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения относительно данного законопроекта». Таким образом, предлагая существенные изменения в отношении стремления к вступлению в ЕС и НАТО в три различных статьи Конституции – и в преамбулу в придачу – президент Украины обладает лишь одним шансом сделать это до выборов.
Кроме того, президент предлагает «исключить положение, которое предусматривает использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований на условиях аренды согласно международных договоров» – имея в виду Черноморский флот в оккупированном Крыму. Против этого парламент, очевидно, не будет возражать при любых условиях.
«Популизм чистой воды», – скажут оппоненты действующей власти. Самые ловкие из них даже аргументируют свою позицию тем, что решение относительно членства Украины в ЕС или НАТО принимается совсем не в Верховной Раде, и украинская Конституция не является аргументом ни для евробюрократов, ни для чиновников Североатлантического Альянса. А проблема изменения Конституции, возможно, является не самой насущной с точки зрения рядового избирателя. И отчасти будут правы, конечно.
Однако не все так просто. Поскольку есть как минимум три фактора, которые придают не только предвыборный, но и практический смысл предлагаемым изменениям в Основной закон.
Первый – и, возможно, ключевой резон – это исключение вопроса вступления в ЕС и НАТО из будущего переговорного процесса с Россией. Кто бы и когда бы не вел этот процесс – Петр Порошенко или его преемник – вопрос отказа от вступления в НАТО и ЕС, в случае внесения предлагаемых изменений в Конституцию, не сможет стать предметом торга с Россией относительно прекращения боевых действий на Донбассе. Конституция на переговорах со страной-агрессором не меняется. Ну, если это не переговоры о полной капитуляции, конечно.
Второй резон для изменений Конституции – это четкий сигнал нашим западным партнерам. Которые, при желании, могли бы говорить о «неопределенности позиции Украины в вопросах интеграции в ЕС и НАТО – опираясь, например, на тот факт, что на протяжении последних 10 лет наша страна осуществила в этой сфере два поворота на 180 градусов. Теперь же изменения в Конституцию могут быть задекларированы как окончательное решение в этом вопросе, которое вынуждает наших партнеров заняться формированием своей собственной – будем надеяться, благоприятной для нас позиции.
А третья причина, которая может побудить действующую украинскую власть зафиксировать геополитический курс страны в Основном законе – это желание создать политический предохранитель на случай неудачи на следующих президентских выборах. При этом под «неудачей» можем понимать даже не просто провал какого-то конкретно взятого политика, а приход к власти сил с противоположными представлениями о будущем Украины. Если на Банковую, вполне гипотетически, придет некий сторонник некоего «Нового курса», то ему, извините за сексизм, все-таки ей – для того, чтобы сообщить о новом курсе страны, придется как минимум подождать до того момента, когда будет возможность контролировать более чем 300 голосов в Раде. Момент, который будем надеяться, не наступит никогда.
Поэтому в предложении об изменении Конституции, озвученном действующим президентом Украины, получаем ситуацию, при которой электоральные и рейтинговые ожидания одного конкретно взятого политика вполне совпадают с национальными интересами Украины. Чему, в общем, можно только порадоваться.
Тарас Паньо / Depo.ua