Уже на этой неделе выходят из отпусков нардепы, Верховная Рада собирается на 9-сессию. Страна входит в период президентской кампании, которая плавно перетекает в парламентскую осень 2019, пишет Андрей Коваленко для Depo.ua.
У избранников есть немало нерешенных вопросов. Закон о растаможке «евроблях» во втором чтении, торги за состав ЦИК, мораторий на продажу земли, решение вопроса с возможностью внутренне перемещенным лицам голосовать на местных выборах, должен пройти второе чтение закон о новом избирательном кодексе… А еще есть и то же вечное обещание-забава о снятии неприкосновенности, на основании которого всегда можно попиариться.
Также мы наверняка увидим и услышим околопарламентские движения по темам глобальным, особенно касательно мира на Донбассе. «Реваншисты» и оппозиционеры будут играть в миротворцев, будут уверять, что лишь они могут этого достичь. Особенно усилился кум Путина Виктор Медведчук, который по слухам обзавелся главными информационными каналами и теперь постоянно раздает комментарии, а недавно в британской Independent даже пообещал озвучить собственный план по достижению мира и возвращению Донбасса в Украину. Конечно же, все сводится к тому, что решить данный вопрос может только он. Поскольку только с ним говорит Путин. А украинской власти необходимо садиться за стол переговоров с главарями «Л-ДНР». Расчет Москвы в данном случае очевиден.
Кроме всего, депутаты как действующие так и потенциальные под выборы-2019 активно начнут «окучивать» округа. Часто гречкой, сахаром, макаронами и сгущенкой к чаю. И вот в этот момент мы приблизились к главному – украинскому избирателю и его способу мышления.
Так случилось, что за последний месяц мне посчастливилось побывать в Германии и посетить города социалистической ГДР Дрезден и ФРГ Мюнхен. Визуальная разница между ними в качестве жизни и менталитете уже давно стерлась. В своих поездках, как рабочих так и туристических, регулярно общаюсь с местными, и говоря о немцах, можно утвердительно сказать, что их волнуют мигранты через призму будущего их величественной Германии и американцы, глобально и локально – политика и местные бизнесмены, которых там недолюбливают, потому что они «подавляют» их суверенитет.
Данный текст пишу в Перемышле – польском городе с непростой историей, который успел побывать под властью киевских и галицких князей, в составе коронных земель Австро-Венгрии (являлся центром Галичины), в ЗУНР, Польше, жили под немецко-советской оккупацией разделенным пополам, и возвращен Польше после войны.
Как в Германии, когда-то в Венгрии, так и в Польше меня поражает отношение людей к собственной истории и стране, а также к себе и окружающим. Удалось поговорить с приятным мужчиной Войцехом. Он увидел надпись Ukraine на моем рюкзаке и спросил насмешливо: «У вас же реформы, неужели здесь настолько лучше?». Войцех – владелец одного из местных книжных магазинов, 35 лет, учился в Кракове. Мы разговорились и он рассказал немножко о польском шовинизме, в том числе, и особом отношении к украинцам. Поляки, которые работают вместе, могут «стучать» друг на друга начальству из-за минимальных нюансов. Однако когда речь заходит о политике или Польше, то даже враги словно переключаются и становятся единой силой, которая борется за общее дело. Они даже по причине малейших мелочей засыпают городские и сельские управы просьбами, требованиями, жалобами. В числе них могут быть даже жалобы на неубранные вовремя листья. Поэтому власть вынуждена работать как часы из-за того, что как пенсионеры, так и молодежь, постоянно ее контролируют и являются юридически образованными.
Войцеха очень удивила моя история из села на Черниговщине, в котором люди голосовали за Микитася и не очень любили Ляшко, который не дал им сахара на самогон. Технология «гречки» не вписывается в польское самоуважение. А украинцев недолюбливают некоторые и не столько из-за героизации Бандеры, что вообще не дело поляков, а скорее по причине отсутствия самоуважения и заниженную оценку самих себя.
В отличие от нас, шовинизм в Польше дает свои плоды во всем. Поляки любят свою страну, принимают активное участие в политической и общественной жизни, ценят историю, что невооруженным глазом видно по состоянию старой застройки, сохранении даже старых дверей благодаря реставрации, чистоте, отсутствии в основном бытового хамства и, как следствие, наибольшему экономическому росту в ЕС, которое стабильно последние 15 лет.
А начинали мы с ними в начале 90-х в практически равных условиях. Преимущество у соседей было разве благодаря открытому социализму, который во времена железного занавеса позволял им ездить на Запад. Тот самый председатель Европейского Совета Дональд Туск работал электриком в Норвегии.
К чему я это все веду. Украинцам откровенно не хватает шовинизма и самоуважения. Речь не о беготне с портретами героев, не о маршах и акциях или борьбе с коррупцией. Дело в коллективном сознании. У нас в основном нет ассоциаций с тем, что от нашего выбора что-то зависит. Если мы говорим о проблемах, то для одной части общества во всем виноваты «донецкие», для другой «бандеры». А власть, которую выбрали, должна сделать так, чтобы было хорошо, причем, автоматически, без наших усилий, и мусор за нами убрать и рост ВВП ускорить. Представления о коллективной ответственности не существует, или же есть, но на ограниченном уровне. Понимания того, что в проблемах виноваты не только другие, а и я сам, а также размышлений о том, что я должен и буду делать для улучшения жизни хотя бы на своей улице, тоже в основном нет. О самоуважении к себе речи и быть не может там, где нарушение прав и норм считается признаком силы и успешности.
Войны за политические предпочтения в основном заканчиваются пустыми разговорами и победой ботов одних политтехнологов над другими. Но рано или поздно это должно измениться. Этот политический сезон станет маркером для украинцев. И дело не столько в том, за кого будут голосовать, сколько – как потом контролировать. Каждый украинец должен наконец понять, что благосостояние зависит от него, от его жалоб и требований, работы, контроля власти. И до тех пор, пока мы будем продаваться за гречку и просто выбирать хозяина, который должен улучшить нашу жизнь, мы будем жить так, как живем. Майдан выделил процент людей, которые стали активистами и начали двигать эту «махину» вперед. Но делать это должен каждый из нас. Лишь в таком труде рождается уважение к себе и государству, а также работа последнего на людей. Ибо хороший господин – это битый господин. Или же тот, который имеет дело с образованным работником, которого уважает.
Поэтому, главное сегодня – начать наконец что-то делать и учить законодательство. А результат постепенно придет – все те, кто сегодня засоряют головы с экранов ТВ изменятся или исчезнут. Для этого молодежь должна не только смотреть как сбежать за границу, но и попытаться продемонстрировать политическую ответственность. Игнорирование выборов последними – это также досадное свидетельство того, что молодые недоросли до того, чтобы отвечать за страну. Вроде и банальные слова и наставления, но мы до сих пор так и не начали профессионально строить государство. Когда-то наконец стоит начинать.
Потому что иначе коловорот барыг, антикоррупционеров и клоунов выльется в печальный итог. И сравнивать нас бесконечно придется с Боснией и другими менее успешными балканскими коллегами.