понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Иосиф Кобзон умер. А с ним и Советский Союз Кто в Украине будет плакать сегодня перед экранами телевизоров?

1 сентября в Украине отключают аналоговое телевидение. Большая часть главных телепотребителей, пенсионеров, останется без своей любимой игрушки. Но о смерти Кобзона еще успела узнать. Поэтому может вдоволь поплакать за любимым персонажем эпохи своей «счастливой и беззаботной» юности.

Иосиф Кобзон имел серьезное отношение к Украине. Но это отношение – территориальное. Да, он родился на Донетчине, жил во Львове, тогда еще Днепропетровске (нынешний Днипро), Краматорске. Но он не был представителем Украины, так же, как и представителем еврейского народа, к которому принадлежал формально, по крови и благодаря генам. Кобзон был тем, о ком писали в брежневской Конституции – «новая историческая общность людей», советский народ.

Иосиф Давыдович был советским человеком в полном смысле этого слова. Он работал на режим и для режима. Его голос слышит каждый, кто смотрит главный телесериал СССР 70-х – «Семнадцать мгновений весны». Он выступал на комсомольских стройках (как прекрасно, что поколению наших детей эти вещи уже надо будет – а точнее, не надо будет объяснять, потому что они живут в совсем другом мире) и других «правильных» и «нужных» мероприятиях.

Кобзон, как и многие другие, был необходимой культподдержкой советского режима. Адепты совка ведь любят говорить о том, что при СССР и Днепрогэс построили, и заводы, и в космос полетели – так, будто это только в Советском Союзе было, а весь мир на тот момент жил в средневековье. Хотя да, в космос летали далеко не все. Просто потому, что не имели такой потребности – выбрасывать миллиарды на такую нелепую игрушку…

Так вот, Кобзон и компания были таким культурным импортозамещением – мол, видите, и у нас тоже умеют петь, ну красиво же, не то, что у них там, на загнивающем Западе. Причем сами «кобзоны» прекрасно знали творчество своих капиталистических коллег, но были совершенно не против, что население «самой большой страны в мире» кормили именно ими. Более того, они были обеими руками «за», потому что только в таких, совсем не конкурентных условиях, могли иметь свою часть славы и денег.

Интересный исторический факт – в 1962 году появилась на свет группа Rolling Stones, и в этот же год в СССР вышла первая пластинка Иосифа Кобзона. А теперь сравните интерес к Джаггеру и компании среди нашего поколения, поколения «30-45», с интересом к творчеству Кобзона. Вот вам и показатель.

Конечно, обвинять во всем одного только Иосифа Кобзона – неправильно. Он был одним из винтиков этого гигантского механизма. Но винтиком, который хотел стать частью механизма. Потому что это сулило много больших и маленьких «пирожков с полки» в виде премий и квартир, «Волг» и путевок в элитные санатории. Одним словом, все блага советского номенклатурного рая.

Но советский рай в конце концов закончился. А рабство и желание выгоды уже въелось в кровь всех этих «советских интеллигентов». Именно поэтому они так легко и просто поддержали режим Путина, который напал на Украину. Это даже не генетическая память – это их собственный опыт. Просто поменялись флаги над Кремлем, и вместо коммунистическо-имперской пришла православно-имперская идеология. А как обслуживать эту идеологию, «кобзоны» прекрасно знают, потому что научились этому в молодые, самые продуктивные и самые памятные годы жизни.

Конечно, реакция на смерть Кобзона в Украине и на России будет разная. Для них, запоребриковых «ихтамнетов» и членов их семей, умерла легенда их существующей и пока живой страны. Для тех, кто застрял в брежневском совке у нас, в Украине, умер символ той страны, советской. Которая сама уже мертва. Поэтому у нас будут плакать больше и горше именно из-за того, что для россиян со смертью Кобзона ничего не завершилось, их обновленная империя продуцирует других «советских интеллигентов» всех мастей, от Безрукова до Залдостанова. А для наших, украинских, совков вместе с Кобзоном умер СССР. Да-да, умер весь тот уже полумифический совок, потому что большей звезды в нем просто не было.

И они цеплялись за него как за возможность еще немного пожить там, во времена своей молодости, где мороженое вкуснее, квартиры бесплатные и мир во всем мире. Хотя бы так пожить, вглядываясь в экран почему-то не «Чайки» или «Горизонта», а какого-то китайского телевизора. А смерть Кобзона – это, возможно, и не последняя, но главная ниточка, которая в конце концов разорвалась. И как им теперь жить в мире, где не только царят «бендеровцы» и украинский язык, а и их любимого Йоси Давыдовича уже нет?..


Владимир Мыленко / Depo.ua
Поділіться цим