Слухи о вероятном визите немецкого канцлера в Киев, которые ходили после ее последней встречи с президентом России Владимиром Путиным, оказались правдивыми. Вчера президент Украины лично сообщил, что «в начале ноября канцлер Германии Ангела Меркель совершит визит в Украину». И событие это, по его мнению, «является очень ярким свидетельством особого внимания наших немецких партнеров и развития партнерства с Киевом».
В отношении «особого внимания» Петр Порошенко, конечно, был прав. Но осенний визит, очевидно, имеет свои достаточно конкретные причины.
Определенности к тематике предстоящего визита добавил посол Украины в Германии Андрей Мельник. Который сообщил, что визит будет касаться «не только контекста минского процесса, не только контекста поиска мира на Донбассе, но также и двустороннего контекста».
По словам посла, канцлер ознакомится с успехами Украины в экономической сфере. «Для того, чтобы канцлер увидела, что страна, за 4 года поднялась с колен: экономика Украины растет, и от этого роста так же выигрывают немецкие товаропроизводители», – сообщил посол. Добавив, что товарооборот между Украиной и Германией существенно растет, и уже составляет более 8 млрд долларов.
Вот именно этот масштабный товарооборот и может стать одной из ключевых тем разговора между украинским и немецким руководством. Проблема с ним заключается в том, что, как точно отметил господин посол, от него выиграют немецкие товаропроизводители. И не очень выигрывают украинские.
Например, за девять месяцев прошлого года товарооборот, который тогда составлял около 6 миллиардов долларов, на 1,6 миллиарда состоял из украинского экспорта, и на 4,35 миллиардов – из немецкого экспорта. С отрицательным для Украины сальдо на 2,7 миллиарда.
Вполне вероятно, что фрау Меркель во время визита предложит Киеву способ выровнять ситуацию. Возможно, даже с помощью немецких инвестиций в украинскую экономику. По крайней мере, в те ее сферы, которые выпускают нужную для Германии продукцию.
Но все в этом мире имеет свою цену. Будет она и в предложении фрау Меркель. Которой нужно как-то выйти из ситуации со строительством «Северного потока-2». И здесь позиция Украины может быть для Берлина достаточно важной. Потому что если Украина примет какие-то достаточно весомые немецкие инвестиционные предложения и обещания относительно «открытых дверей ЕС», а взамен снимет слишком громкие претензии относительно нового российского газопровода, который рано или поздно умножит на ноль нашу газотранспортную систему – то противодействие «Северному потоку-2» со стороны США будет объявлено очередным «капризом Трампа». На который в ЕС перестанут обращать внимание, как только придумают, как обойти вероятные американские санкции против компаний, участвующих в проекте.
Но если при этом Украина – при понятной поддержке Польши – будет громко и артикулировано протестовать, то ситуация для Германии станет некомфортной. Не то, чтобы украинский протест сам по себе сильно кого-то взволновал в Берлине, но факт его наличия может привести к тому, что заметная часть европейских государств – та же Польша и страны Балтии, и не только они – могут почувствовать излишнюю с точки зрения Меркель лояльность к Госдепу США, который защищает интересы более мелких игроков от «сговора Берлина с Москвой».
Поэтому, не исключено, украинскому руководству придется делать непростой выбор между защитой украинской ГТС – и весомыми немецкими экономическими предложениями. При том, что бы не было выбрано – политическая оппозиция накануне выборов сумеет убедительно объяснить, почему этот выбор был неправильным.
А вот относительно процесса мирного урегулирования на Донбассе прогнозировать какой-то существенный прогресс во время визита Ангелы Меркель не получается. Конечно, существует ее полумифический план масштабной, 30-40 тысячной миротворческой миссии на Донбассе. Но сейчас вполне очевидно, что Киев на этот план согласен, и никакой агитации за него не нужно. А что нужно – это согласие Владимира Путина этот план принять, и согласие остальных стран ЕС его профинансировать. Поэтому и решаться дальнейшая судьба масштабной миротворческой операции будет, скорее всего, в Москве и Брюсселе, а не в Киеве.
Тарас Паньо / Depo.ua