Вадим Рабинович запустил новые мифы. Первый: в Кабмине решили внедрить новую систему оплаты за коммунальные услуги – кроме потребленных объемов воды и тепла теперь придется платить абонентскую плату. Второй миф: 4,5 млн украинцев были лишены права на субсидию из-за новых правил Минсоцполитики. Третий – в Украине добывается столько газа, сколько хватает для населения. Рабинович обещает: как только его партия придет к власти, национализирует предприятия нефтегазовой сферы. И это позволит снизить коммунальные тарифы в три раза.
Люди, напуганные валом негатива в телевизоре, могут воспринять слова политического соратника Виктора Медведчука за чистую монету. На это, собственно, и рассчитан его популизм. Рабинович и ему подобные имеют неограниченный доступ на телеэкраны, поэтому в обществе создается искаженное ими представление о социально-экономической ситуации. Поэтому попробуем развенчать три очередные страшилки от лидера «За життя!».
О введении абонплаты говорят не первый месяц, поэтому сенсация от Рабиновича несколько протухла. В июне должен был вступить в действие закон о жилищно-коммунальных услугах, проголосованный парламентом в ноябре прошлого года. Именно в этом документе, который эксперты в целом оценили как прогрессивный, среди прочего речь шла и об абонплате за воду и тепло. В другом законе – «О коммерческом учете газа» от 22 июня 2017 года – об абонплате на газ. То есть правительство и регулятор в лице НКРЭКУ действуют на основании законов, а не занимаются самодеятельностью.
Это, во-первых, а во-вторых, в июне Верховная Рада отсрочила до 1 мая 2019 года вступление в действие закона о ЖКУ в части регулирования коммунальных услуг. Как объяснял вице-премьер Геннадий Зубко, на выполнение законов «О ЖКУ» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» разрабатываются более 50 подзаконных актов, 30 из которых уже утверждены. Также уточнены переходные положения относительно компенсации субсидий и льгот на взносы, которые касаются установки счетчиков, и на услуги по управлению домом.
К сожалению, из текста закона о жилищно-коммунальных услугах было вырвано несколько моментов, среди которых начисление пени за долги и установление абонплаты. Отсюда и шумиха о выселении должников из-за задолженности, хотя в законе четко устанавливают основания для взыскания пени, и попасть под действие этой нормы достаточно сложно, а также то, о чем говорит Рабинович. На самом деле, абонплата существует и сейчас, она заложена в общей платежке и привязана к объемам потребления. А правительство ограничило максимальный ее размер и сделало платеж за распределение услуги внутри многоквартирного дома фиксированным. Норма об абонплате вступит в действие в мае следующего года, если ВР опять не внесет коррективы.
Второй миф касается субсидий. Субсидии имеют сезонность, поэтому не удивительно, что на неотопительный период резко уменьшается количество домохозяйств, которым нужна помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг. Динамика получения субсидий является такой же, как и в прошлом году, а с началом отопительного сезона количество обращений возрастет. Так, общее количество субсидиантов уменьшится, однако те, кто действительно имеют право на такую помощь, ее получат. И отсеются не миллионы, как пугают оппозиционеры.
Теперь о «возвращении газа народу», национализацию и уменьшении тарифов в три раза. Рабинович пытается отобрать газовую технологию у Юлии Тимошенко. Лидер «Батькивщины» неоднократно выезжала на этой теме, ведь отобрать и разделить – это у нас, к сожалению, до сих пор действует. Особенно жажда экспроприации обостряется в предвыборный период. И тут логические объяснения, что нельзя продавать газ дешевле, чем стоит его добыча, что искусственное занижение стоимости повлечет коллапс газодобывающей отрасли, не действуют.
Что касется национализации предприятий, то и тут Рабинович лукавит. Любые попытки самосудной национализации приведут к крайне негативным последствиям для государства, ведь в цивилизованном мире право собственности является неприкосновенным. И когда лидер «За життя!» уже поднял тему функционирования нефтегазовой сферы, тогда следует идти до конца и рассказать избирателям, не финансируется ли сам случайно теми лицами, которым угрожает отобрать бизнес.
Юрий Васильченко / Depo.ua