п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

На грани вето: Порошенко и Гройсман не поделили топ-банки Принятие закона о набсоветах госбанков нацелено на то, чтобы вывести их деятельность из-под контроля правительства

Верховная Рада незадолго до каникул приняла законопроект, которым определены порядок и процедура утверждения членов наблюдательных советов государственных банков. Документ был разработан с целью вывести эти банки из-под контроля правительства. Но окончательная редакция законопроекта, которая и была утверждена парламентариями, позволяет Кабинету министров сохранить свое влияние над «Ощадбанком» и «Укрэксимбанком». Источники Апострофа в банковской сфере считают такое положение вещей недопустимым и прогнозируют, что президент Петр Порошенко может воспользоваться в отношении данного законопроекта правом вето.

В июле, незадолго до летних каникул, Верховная Рада приняла в целом законопроект №8331-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функционирования финансового сектора Украины». Значительная часть документа посвящена процедуре назначения членов наблюдательных советов государственных «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». В соответствии с законопроектом, набсоветы этих банков будут состоять из девяти членов, шесть из которых – независимые. Остальные будут представлять государство – по одному от президента, Кабмина и комитета Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.

Хотели как лучше

Принятие закона о набсоветах госбанков нацелено на то, чтобы вывести их деятельность из-под контроля правительства.

«Раньше они (госбанки) были под прямым управлением Кабинета министров, в их правление и наблюдательные советы назначались чиновники, а потом банки давали под их «руководством» кредиты, которые потом не возвращались – и таких примеров много, а государство было вынуждено дотировать эти банки из-за такой «деятельности», – рассказал изданию источник, близкий к руководству Национального банка Украины (НБУ).

По словам собеседника издания, на изменении ситуации настаивали иностранные партнеры Украины. Соответствующий закон должен был внедрить принцип, согласно которому надзор за деятельностью госбанков осуществляется в соотношении 50 на 50 между президентом и Кабинетом министров. «Но на окончательном этапе произошел кидок – [премьер-министр Владимир] Гройсман кинул [президента Петра] Порошенко», – заявил источник. Он добавил, что все это было проделано по договоренности с фракцией «Народный фронт» («Ощадбанк» возглавляет близкий соратник лидера «Народного фронта» Арсения Яценюка Андрей Пышный).

Таким образом, как отметил собеседник, «Кабмин и Гройсман и дальше бесконтрольно смогут управлять госбанками, как они это делают и сейчас – используют госбанки как способ вымывания денег и субсидирования своих людей и предприятий».

Дьявол в деталях

Что же не так с законопроектом? С независимыми членами наблюдательных советов госбанков все более ли менее понятно. С представителями государства – тоже. Требования к кандидатам довольно подробно прописаны и в принципе не вызывают особых нареканий. Но утверждать независимых членов будет специально созданная Кабмином конкурсная комиссия в составе пяти человек. При этом три члена комиссии будут делегированы самим правительством, один – президентом и один – профильными парламентских комитетом.

Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в разговоре высказал удивление скоростью принятия законопроекта – доработанный документ был направлен в профильный комитет 4 июля, а уже 5 июля внесен на рассмотрение сессионного зала и проголосован. «Такая спешка очевидно повлияла на качество законопроекта, который вызывает ряд вопросов», – сказал эксперт.

Среди таких вопросов, в частности, порядок формирования конкурсной комиссии, которая утверждает кандидатуры независимых членов набсоветов. «Законопроект делегирует именно Кабмину право создания конкурсной комиссии по отбору независимых членов набсоветов и отдает ему в этой комиссии 3/5 голосов, и в этом заложена диспропорция», – пояснил Шапран. Кроме того, по его словам, из процесса утверждения членов набсоветов госбанков полностью устранен НБУ, притом что речь идет о банковской системе страны.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в свою очередь считает, что Кабмин имеет право быть представленным в конкурсной комиссии большинством, поскольку «эти банки должны помогать реализовывать стратегию экономического развития страны, а за нее отвечает как раз Кабинет министров». При этом, по его словам, Украине не нужно столько государственных банков, сколько она имеет на сегодня, когда на их долю приходится более 50% всей банковской системы. «Я считаю, что государственное управление банками неэффективно, кроме того, глупо пользоваться деньгами налогоплательщиков, чтобы продолжать поддерживать эти банки на плаву. Поэтому и «Укрэксимбанк», и «Ощадбанк», на мой взгляд, должны просто уйти с молотка», – отметил эксперт в комментарии изданию.

Он также добавил, что госбанки в Украине работают по указке Кабмина, и все их проекты кредитования в конечном счете оказываются невыгодными.

Ве(т)ское слово

Пока премьеру и правительству праздновать победу рано – ведь законопроект, прежде чем он станет законом, должен подписать президент. А этого, похоже, ждать не стоит.

Источник утверждает: законопроект будет ветирован президентом Петром Порошенко. «Вывод и сигнал должны быть четкими – Гройсман своими закулисными действиями блокирует реформу управления госбанками, внедрение перекрестного контроля над ними хотя бы со стороны двух институций, поскольку хочет сохранить право монопольного дерибана госбанков», — отметил собеседник издания.

Виталий Шапран также не исключил, что президент воспользуется своим правом вето в отношении законопроекта. Эксперт высказал мнение, что «желание Кабмина отбирать «независимых» членов наблюдательных советов госбанков, имея три голоса из пяти в конкурсной комиссии, выглядит довольно подозрительно и мало что меняет по сути». «Ведь Кабмин и раньше формировал набсоветы этих банков, мы видим, к чему это привело», — сказал он.

Президентское вето подразумевает определенные предложения со стороны главы государства, которые, надо полагать, будут направлены на устранение описанной выше диспропорции. «Если будет вето, думаю, президент внесет правки в законопроект, и его примут», – отметил Виталий Шапран.

При этом важно, чтобы в новой редакции законопроекта маятник не качнулся от Кабмина в сторону президента. Так, Олег Устенко убежден, что «у президента есть собственный интерес в отношении этих банков, и он будет пытаться получить большинство в их набсоветах».



Поділіться цим