По-видимому, Дональд Трамп (и его советники со «здравым смыслом» эгоиста) пока просто не может определить, зачем ему эта G7, иначе не устроил бы демаршей, как будто специально приготовленных к мероприятиям канадской встречи форума. И этим так разъярил толерантных лидеров прочих стран, что те заговорили о Большой Шестерке – без Америки. К счастью, в Вашингтоне удержались от высказываний в духе «шестерка с возу, кобыле легче», и потом даже приносили вялые извинения, пишет Максим Михайленко для Хвилі.
Так к чему это все было?
В случае с психологическим типом Трампа существует, наряду с «хитрым планом Трампа» и более прозаичный набор мотивов – ведь туман вокруг характера 45-го президента уже порядком рассеялся, и многие его «микроманевры» становится нетрудно отгадать или даже предсказать.
Так, очевидно, что его разозлил сам факт проведения саммита именно в Канаде, с которой идет тяжелый торг по условиям сохранения соглашения НАФТА, причем дело двигается к фактическому его роспуску. Притом, что США сами масштабно субсидируют своего сельхозпроизводителя, поэтому претензии к канадцам по поводу гигантских пошлин на молочную продукцию из США неуместны. Заметьте, о субсидиях правительства США для американских фирм-экспортеров президент США не заикается никогда, лишь грозит громами и молниями тем, кто переносит производство из США. Притом, что его семья владеет текстильным производством в Азии. По сути, именно этого – развала НАФТА – желают сам Трамп и его идейные соратники, такие как министр экономики Уилбур Росс и советник по торговле Питер Наварро, критиковавшие НАФТА чуть ли не десятилетиями.
Казалось бы, это детская реакция, мол, проведение форума в Канаде выглядела как неожиданная и ненужная уступка Оттаве. Могли бы президенты и премьеры – кстати, в Семерке пять премьеров и только два президента, что уже кое-что говорит об успешных моделях республики — просто съехаться к Трампу домой, в Мар-а-Лаго на Флориде. Японец Абэ приезжал ведь, да еще одним из первых (кстати, Япония издала закон, в котором программа развития Курил жестко увязана с их возвращением). Отлично перетерли (позволив, правда, утечки секретных документов), Дональд ведь мужик хоть и хитрый, но простой, настоящий душка. А если серьезно, то президент США «повернут» на двусторонних соглашениях и вопросах престижа.
Далее – Трамп, как и Путин, не любитель выходить из зоны комфорта, а в рамках G7, у него, по сути, нет «приятных собеседников». Со всеми участниками группы семи у Дональда сложились рукотворные противоречия – думается, он недоумевает, почему в ее рамках нельзя встретиться с по-настоящему «крутым парнем» вроде Си Цзин Пина, который замечательно «порешал» все вопросы его дочери Иванки в Китае, как алаверды за выведение из-под санкций компании ZТЕ.
То, что Китай не входит в G7 по такой незначительной причине, как та, что в нем напрочь отсутствует демократия, которая привела к власти самого Дональда, или та, что ВВП на душу населения в КНР пока далек даже от показателей штата Миссисипи – явно воспринимаются нынешним президентом США как досадные и малопонятные ограничения.
Остается «троллить» других членов этой организации, с которыми и так приходится вынужденно общаться чуть ли не ежедневно – и почему бы не подергать за намечающиеся бакенбарды того же Эммануэля Макрона, который еще и осмелился пройтись по твитам самого Трампа, не без основания считающего себя первым твиттер-президентом в мире? Макрона, который твердо намерен выстроить конфедеративную Европу с французской бюрократической моделью в стержне и, несмотря на все улыбки и совместные парады является злейшим, коварным и могущественным врагом для Трампа. Куда там, откровенно говоря, Путину? Чем он угрожает Америке – летающим ядерным «бульбулятором» или экспортом работниц эскорта?
Рационально говоря, в рамках своей линии, относительно каковой глава американского государства преимущественно последователен – он побаивался того, что его вынудят подписать какой-либо документ, включающий поддержку политики борьбы с глобальным потеплением и окончательного, так сказать, раскрепощения мировой свободной торговли. Впрочем, такого коварства со стороны европейских «партнеров» (отметим, что их почти в том же смысле аттестует «партнерами» и Владимир Путин) и чем-то вечно недовольной Японии, явно удалось избежать. Причем Трамп еще и удачно отбрехался – мол, призывал отменить все тарифы вообще, но в этом колхозе боятся американской экономической мощи.
Похоже, из всего вышесказанного можно извлечь то, что если стратегические, военно-политические темы, а также инструментарий санкций в той мере, в которой он способствует болезненным подножкам в адрес любых торговых конкурентов, Трамп отдал на откуп Нацбезу, Пентагону и Госдепу (равно как и украинскую повестку), то тактику, такую как тарифная политика, он оставил себе. И, конечно, пока что непотопляемому советнику Питеру Наварро. Отсюда и следует, что в широкой панораме такого специфического (а то, что он маневрирует среди рифов, президент США только начал, похоже, понимать, с удивлением реагируя на ответные меры торговых партнеров) курса и впрямь не очень понятна ценность G7 для нынешнего Белого Дома. Алгоритмов, которые способны заставить кого-либо выполнять решения этого форума, кроме доброй воли, солидарности и арсенала национальных государств-участников, не существует. А если так, то зачем тратить время на этот колхоз? Сколько дивизий у папы Римского?
В целом оно, конечно, понятно, что слишком драматизировать сложившуюся ситуацию не стоит – действующая администрация пообтесалась, сработалась, адаптировалась и стала удачно купировать и амортизировать те или иные шаги и филиппики хозяина Белого Дома. Однако, стоит сделать вывод, что – несмотря на то, что он (несколько более масштабно) делает в торговле США практически то же, с чего начинал и Буш-младший, – Трампа не удастся «укачать». Именно это «глубокому государству» удалось сделать с партийным «предшественником» — хотя, по правде говоря, семейство Бушей на дух не переносит нью-йоркского выскочку. Но сделать ничего не может – будет финансировать кампании его оппонентов, немного агитировать, вот и все. А лагерь Трампа продолжит травить Бушей войной в Ираке, которую общественное большинство в США продолжает интерпретировать как поражение. Но колхоз-то тут причем? Это внутреннее американское дело – а ведь недавно казалось, что таких дел вообще не осталось, благодаря глобализации американских СМИ…
Дональд же будет яриться и гореть (подобно протуберанцу), когда искренне, а когда и на публику, пока в нем будет оставаться энергия. Время на дворе – другое, другая сегодня и Республиканская партия, вовлекшая часть традиционных избирателей демократов, другая ныне и расколотая между богатыми побережьями и глубинкой Америка. И президент с таким драматическим талантом обязан играть разные роли для все более фрагментированных аудиторий.
Подобным образом выглядит сегодня и планета – более того, пришла эпоха самых фантастических сценариев, ведь нельзя исключать сегодня союза Европы , Канады и Юго-Восточной Азии против протекционистских США и геополитически одинокой РФ (такой она сама себя сделала, а затем и провозгласила устами Владислава Суркова). А растягивание в разные стороны Великобритании? На самом-то деле развал Великобритании сдерживает…только Брюссель, по старинке цепляющийся за национальные государства и припугнувший Шотландию тем, что та будет проходить всю процедуру реинтеграции в Союз заново, на общих основаниях. И разориться не дает британцам именно ЕС, которому они останутся – после выхода, если он будет – должны огромные деньги, не говоря уже о катастрофе в торговле и финансах. Хотя той же Шотландии стоит только подмигнуть.
На этом фоне американские (или русские) горки Дональда Трампа на сцене G7, чей, как организации, смысл сегодня откровенно расплывчат – могут оказаться меньшим из зол. По сравнению с той русской (или американской?) рулеткой, в которую продолжают играть ведущие ядерные державы. Причем играть так, как будто всей послевоенной истории ХХ века, на самом тучном своем излете породившей G7 – вовсе никогда и не было…
Период глобальной смуты, тем не менее, неизбежно сменится эпохой нового качества и высокой интенсивности глобализации. А Трамп – это «санитар леса», проникший в колхоз. При нем будут просто съедены все слабые обитатели этого колхоза – независимо от того, входят они в G7 или нет.