п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Гибриды» на старте: Как Москва и «пятая колонна» готовятся к Томосу Если до 28 июля – Дня Крещения Руси – из Фанара не будет благой вести, «русский мир» пойдет в массированную атаку на украинское государство

Подтверждения написания Томоса, как и определенной даты его получения Украиной со стороны Константинопольского патриархата пока не было. Как не было и опровержений соответствующих заявлений Порошенко или некоторых представителей церкви о готовом Томосе, – пишет Юрий Васильченко для Depo.ua. – Да и президент Петр Порошенко на днях заявил: «Нет никаких оснований считать, будто Томос уже у нас в кармане. Нам с вами остаются две вещи для того, чтобы его получить: молиться и верить, и бороться». Может ли это означать, что до 28 июля, Дня Крещения Руси, Украина не получит от патриарха Варфоломея долгожданный церковный документ?

Стоит сразу заметить: чиновники не обещали Томос именно к этой дате, а выражали надежду, что Вселенский патриарх решит судьбу поместной церкви в ближайшее время. Впрочем, масштабное противодействие получению Киевом Томоса и в Украине, и за ее пределами растет с приближением Дня Крещения Руси. Складывается впечатление, что часть украинского политикума ожидает 28 июля, чтобы в случае отсрочки автокефалии разрядить все информационное оружие против президента и отечественной дипломатии. Мол, обещали, но не смогли. Другой вариант – в случае, когда патриарх Варфоломей примет решение – поднять волну, что теперь церковный раскол лишь усилится. Проще говоря, блюдо «зрады» уже готово, осталось добавить специй в зависимости от ситуации.

Следует признать: в случае, когда Варфоломей с Томосом будет медлить, инициатива перейдет в руки противников поместной церкви. А их хватает во всех политических силах. Очевидно, готовятся к 28 июля и главные сторонники «русского мира» в Украине из УПЦ МП. В канун Дня Крещения Руси они планируют провести масштабный молебен в Киеве на Владимирской горке. Ранее прогнозировалось, что цель мероприятия – не столько в молитве, сколько в демонстрации силы. А дружественный к УПЦ МП «Интер» Сергея Левочкина и еще несколько более мелких телеканалов обеспечат соответствующую телекартинку.

Не исключены также спланированные провокации. Напомним, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион (Алфеев) недавно угрожал: «… представьте себе, что произойдет, если раскольники начнут захватывать лавры. Тысячи людей соберутся, будут защищать эти обители, прольется кровь». В Украине его слова истолковали как прозрачный намек на желание РПЦ видеть в Киеве драки за церковь, чтобы в последний момент сорвать дарение Томоса.

К сожалению, столкновения действительно возможны. Даже последние события под Радой, когда ряженые «евробляхеры» атаковали депутатов и журналистов, доказывают: неадекватных ангажировать легко. Учитывая эти риски, издание предлагало властям обратиться ко всем церквям с просьбой локализовать мероприятия ко Дню Крещения Руси в храмах и не создавать лишних поводов для уличных провокаций.

Параллельно с подготовкой молебна противники поместной церкви активизировались и на информационном фронте. Прослеживаются сразу несколько линий. Первая – выход УПЦ из-под подчинения Москвы не означает самостоятельности Киевской митрополии. Дескать, Константинополь, учитывая раскол в украинском православии, пришлет в Киев своего представителя, поэтому в УПЦ КП могут не надеяться, что первым в поместной церкви станет Филарет. Уже и называют имя ставленника Фанара – это архиепископ Тельмиский Иов (Геча). Иов, украинец по происхождению, родившийся в Канаде, представляет Константинополь во Всемирном совете церквей. Геча – известный сторонник автокефальной церкви в Украине. При этом подобный сценарий противопоставляется нынешнему статусу УПЦ МП – она полностью автономна, Москва будто-то не влияет на ее политику, а после дарения Томоса все решения будут согласовываться в Константинополе.

Вторая линия – в Украине есть только одна церковь – УПЦ МП, которая продолжает каноническую линию Киевской митрополии, поэтому если Варфоломей и надумал давать автокефалию, то должен вести переговоры с Онуфрием. Сторонники этого тезиса вообще доказывают, что Киев ожидает экзархат, а не самостоятельность. Кстати, в намерениях отменить автономию УПЦ МП и установить в Украине свой экзархат в случае дарения Томоса подозревают именно РПЦ.

Третья линия – политическая. Часть политикума, о котором уже говорилось выше, настойчиво убеждает, что Порошенко использует тему поместной церкви в качестве предвыборной технологии. Автоматически – оппозиция к Порошенко тогда должен быть против автокефалии? И не только бывшие «регионалы». На самом деле, Москва сделает все, чтобы получение благословенной грамоты сорвалось и киевская власть осталась с носом. Для Кремля это вопрос дальнейшего политического влияния на Украину, и за это он готов заплатить любую цену.

9 июля патриарх РПЦ Кирилл (Гундяев) встречался с посланцами Константинополя. В российской и церковной прессе это событие подавалось с несколькими акцентами. Первый – Томос будут дарить не украинской церкви, а Петру Порошенко, то есть, если этого документа не будет, пропагандистская машина будет настаивать на личном поражении президента Украины.

Второй – Фанар отправил в Москву лояльных к ней митрополитов Галльского Эммануила и Смирнского Варфоломея, что истолковали как добрый знак для Российской церкви. Третий акцент – визит константинопольских послов не дал результата, он просто продемонстрировал процесс. Также не дали положительного для Украины сигнала и переговоры с другими церквами. Из чего на России сделали вывод: Томоса не будет. А чуть более чем за полгода в Киеве сменится власть, которая вообще снимет вопрос поместной церкви с повестки дня.



Поділіться цим