четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Настоящий подарок для Тимошенко Президентская партия перестаралась в своем стремлении добить Юлию Владимировну

Окрыленная вердиктом Стокгольмского арбитража в отношении скандальных газовых контрактов 2009 г. фракция БПП, похоже, решила использовать удобный момент, чтобы добить Юлию Владимировну, правда, перестаралась, – пишет Тарас Клочко для Деловой столицы. – Во вторник на согласительном совете глава президентской фракции Артур Герасимов вполне официально потребовал от коллег парламентариев из профильных комитетов вызвать Тимошенко на ковер, чтобы рассмотреть вопрос ее «государственной измены и коррупционной составляющей газовых контрактов 2009 г.».

Но на этом лидер фракции БПП не остановился и потребовал от Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры заняться все тем же вопросом, причем «немедленно и публично». «Подписанный контракт — это не просто преступление против украинского народа, это предательство национальных интересов Украины, которая чуть не уничтожила страну», — пафосно подытожил Герасимов. К нему тут же присоединились представители «Народного фронта» и Олег Ляшко, требуя покарать Тимошенко за предательские контракты.

По большому счету ничего принципиально нового Герасимов и все остальные не сказали. Обвинения если не в госизмене, то в предательстве интересов Украины звучат из уст недоброжелателей Юлии Владимировны все те восемь лет, что отделяют сегодняшний день от 2009 г. Все политические оппоненты Тимошенко — от Ющенко до того же Ляшко — регулярно вспоминают в этом контексте скандальные газовые контракты. Лидер «Батьківщини» к подобным обвинениям давно привыкла и пусть не слишком убедительно, но легко их парирует.

Что же касается перевода этого вопроса в правовую плоскость с обращением к антикоррупционным органам, то тут нельзя не провести аналогию с нынешним ростовским беглецом Виктором Януковичем, который риторическими обвинениями в отношении Тимошенко не ограничился, а посадил ее в самую настоящую тюрьму на семь лет. И только Революция достоинства позволила Юлии Владимировне выйти из Качановской колонии досрочно и вернуться в политическую жизнь.

Перипетии того судебного процесса в Украине хорошо помнят до сих пор, как помнят и то, что вся тогдашняя демократическая общественность, как украинская, так и европейская, сошлась в одном — контракты, конечно, для Украины невыгодные, но если и должна Тимошенко нести за них ответственность, то только политическую, и никак не уголовную. Ведь если пользоваться подобной логикой, то в тюрьме должны оказаться все, кто подписывал газовые контракты с ценой выше, чем в предыдущих.

Ни у кого не было сомнений и в том, что мотивы Януковича были отнюдь не правовые, а политические и личные — убрать главного конкурента на будущих выборах и заодно отомстить за все нелицеприятные и даже оскорбительные слова, сказанные Тимошенко во время президентской кампании. И вот теперь фракция БПП (читай — Порошенко) пытается второй раз войти в ту реку, где Виктор Федорович уже успел от души искупаться.

Похоже, никакой лучшей контригры против Юлии Владимировны власть в своем распоряжении не имеет. Как опытнейший политик-популист Тимошенко достаточно успешно использует все болезненные для общества вопросы, поднятые непопулярными реформами. Это и коммунальные тарифы, и пенсионный возраст, и страшилки про рынок земли. И перебить эту волну власти оказывается пока нечем, кроме старой истории с газовым контрактом.

Что это означает для Тимошенко? В общество в очередной раз вбрасывается идея, что Тимошенко предательница и тайный агент Кремля. Неприятно, но ничего нового. К подобным обвинениям привыкла и сама Тимошенко, и ее электорат. Грозит ли Юлии Владимировне вся эта история какими-то правовыми последствиями? Вероятность подобного поворота событий чисто теоретическая. Доказать наличие коррупционной составляющий, а тем более госизмены, в газовых контрактах 2009 г., даже если предположить, что такие составляющие были, ни НАБУ, ни САП не смогут. Даже если захотят. Янукович, который был в значительно меньшей степени ограничен соблюдением правовых формальностей, ведь не от хорошей жизни судил Тимошенко за превышение власти, а не за содержание контрактов и не за коррупцию. Если бы тем, кто копал под Тимошенко в 2010–2011 гг. (а копали они очень тщательно) было за что зацепиться в плане коррупции, статья для Юлии Владимировны была бы совершенно другой. А если НАБУ и САП не захотят ничего искать? А наоборот, с учетом их прохладных отношений с Банковой еще и выпишут Тимошенко «справку-индульгенцию»? Власть, конечно, может потом говорить, что НАБУ и САП заодно с Тимошенко, но в этой игре, «кто кого переговорит», будущих победителей сложно определить. Кому поверят избиратели?

Раскручивая дело о госизмене Тимошенко, власть делает лидеру «Батьківщини» настоящий подарок. Во-первых, Тимошенко снова будет играть в жертву режима, правового произвола и политических репрессий, а украинцы всегда сочувствуют угнетенным. Во-вторых, власть сама подыгрывает главному тезису нынешней «патриотической» оппозиции о том, что сегодняшняя власть ничем не лучше власти Януковича. Дескать, Янукович сажал политических оппонентов, и Порошенко делает то же самое. В-третьих, власть нарывается на обоснованное обвинение в неискренности и непоследовательности. Если до и во время революции многие из нынешних оппонентов Тимошенко ей сочувствовали, публично поддерживали и требовали ее освобождения, то что поменялось теперь, когда они требуют вернуть Тимошенко в тюрьму, кроме политической конъюнктуры? Собственно, Тимошенко уже начала стыдить своих нынешних оппонентов, напоминая, в списке какой политсилы те проходили в парламент на выборах 2012 г.

При этом взамен за весь этот негатив власть не получает практически ничего. Тот же Янукович, когда начинал дело Тимошенко, сознательно шел на существенные имиджевые потери, прекрасно осознавая, что получит взамен. У Виктора Федоровича был четкий план посадить своего главного политического оппонента, и он этот план реализовывал, несмотря ни на сопротивление оппозиции, ни на возмущение Запада. У нынешней же украинской власти четкого плана явно нет, как нет и политической воли доводить дело до суда и срока. А взамен за все имиджевые потери, которые понесет нынешняя власть, она получает лишь возможность лишний раз поговорить об ответственности Тимошенко за ее «газовое предательство», что можно было делать ровно с тем же для себя успехом, и не переводя вопрос в правовую плоскость. А вот на чем стоило бы сделать акцент, так это на истории с многотысячными партийными взносами «Батьківщині» от обычных пенсионеров. Но об этой истории почему-то уже все позабыли.



Поділіться цим