Иран и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) подписали на форуме в Астане временное соглашение о создании зоны свободной торговли. И хотя подписание готовилось давно, с 2016 г., для Ирана этот успех важен именно сейчас. Тегеран нашел способ показать Вашингтону, что на санкциях свет клином не сошелся, – пишет Сергей Ильченко для Деловой столицы.– Соглашение – только первый этап, но Иран спешит развить успех: его центральный банк объявил о намерении плотно заняться в сотрудничестве с Россией криптовалютами как альтернативой SWIFT. Попутно Иран укрепляет союз с Россией в Сирии и затрудняет ее уход оттуда.
В качестве ответа США могут попытаться втащить под санкции также и ЕАЭС. Но риск минимален: Россия и так под санкциями, а еще сильнее закрутить ей гайки Трампу не позволят европейские партнеры. К тому же в ЕАЭС, помимо России, состоят и другие страны – что же, прикажете и их санкционировать?
Выгоды России тут менее очевидны. Чтобы не сказать – призрачны. В конце концов, укрепление союзнических уз с Тегераном в планы Москвы никак не входило. Даже наоборот – особенно если учесть очевидные трудности с сохранением лица в сирийском конфликте. Хотя российское руководство, конечно, получило прекрасный повод поговорить о том, что ЕАЭС расширяется: вот, и Молдова уже попросила статус наблюдателя, и Иран подтянулся… Не исключено, что подтянется и КНДР – отчего бы и нет?
КНДР упомянута не случайно: у Кима, как и у Хаменеи, тоже есть повод праздновать победу.
Все началось с того, что Майк Помпео – тогда все еще директор ЦРУ, но уже почти госсекретарь – посетил в апреле Пхеньян, чтобы обсудить с Кимом возможность его встречи с Трампом. Но почему переговоры оказались нужнее Трампу, чем Киму?
Все просто: выживание режима Кима гарантирует ядерное оружие, а минимум комплектующих, необходимых для его поддержания в рабочем состоянии, КНДР добудет в обход любых санкций. У Кима нет только рукопожатости на мировом уровне. И КНДР уже два десятилетия добивается встречи с действующим президентом США – а тут Помпео привозит подарок. Это приятно, но и без такого подарка Ким вполне проживет.
А вот Трампу важны мнения многих – от американских избирателей до союзников США. Чтобы не упасть в их глазах, Трамп должен демонстрировать успехи, в том числе и в разрешении корейского кризиса. Но их нет. Момент для силовой операции он упустил, впрочем, если бы Трамп и рискнул, когда это было возможно, это стало бы концом его карьеры политика при любом исходе. Эффект от уничтожения маленького клопа по фамилии Ким, даже если бы это удалось, не оправдал бы издержек.
В итоге Ким вышел победителем в очередном противостоянии. Он утвердился в праве пускать ракеты через голову японцев, и теперь даже если он уронит что-то по дороге, США ничего ему не сделают. А тут приезжает Помпео и привозит шанс добиться еще большего. Причем, Трампу переговоры нужны срочно, чтобы сохранить лицо. А Киму они нужны постольку-поскольку, исключительно на его условиях и с гарантированным результатом. Ким может подождать, а заодно потроллить Трампа.
И вот, просчитав варианты, корейцы выразили согласие на встречу. Чтобы Трамп заглотил наживку поглубже, 27 апреля на переговорах в демилитаризованной зоне Мун Чжэ Ин и Ким Чен Ын объявили, что уже в этом году они завершат Корейскую войну, и даже подписали декларацию о мире, процветании и объединении. Помните старину Муна, президента Южной Кореи? Конечно, помните – вы видели его в новостях рядом с Кимом! Кима-то представлять не надо – кто же не знает этого чудака, знаменитого рокетмена и любителя бронированных ретропоездов?
К 10 мая все было уже на мази: КНДР отпустила трех американских заключенных, Белый дом назвал это «жестом доброй воли», а Трамп сообщил дату и место встречи: 12 июня в Сингапуре. В Сеуле и Вашингтоне немного расслабились и начали 11 мая плановые совместные учения Max Thunder. А 16 мая из КНДР сообщили, что такая провокация в ответ на «миролюбивые усилия и добрую волю» Пхеньяна никому с рук не сойдет, – и вот, завершение Корейской войны отложено на неопределенный срок. В тот же день глава МИД Северной Кореи, тоже Ким, но уже Ки Гван, заявил северокорейскому агентству о возможной отмене встречи Кима-главного с Трампом. Мол, американцы хотят, чтобы КНДР отказалась от ядерного оружия, а это неприемлемо, нужны гарантии безопасности. Какие именно гарантии, Ким-дипломат не сказал, но, вероятно, меморандум, наподобие Будапештского, на который купилась Украина, Кима-главного не устроит.
Последний штрих добавило заявление Белого дома о том, что, мол, КНДР ничего официально не сообщала. А что она должна была отдельно кому-то сообщать, если есть новости государственного агентства, и там все официально?
Ход, таким образом, за Трампом. Переговоры ему нужны? Вот пусть и думает, чем заплатить за то, чтобы посидеть за одним столом с Кимом, который в этой ситуации ничем не рискует.
Наверняка игра Кима вызвала зависть у российского МИДа – так опустить США Москве давно не удавалось. Слабость Кремля в том, что он лавирует и пока не готов к роли мирового изгоя уже безо всяких оговорок, хотя и быстро учится, – а Ким к ней готов с детства. Да и Хаменеи от него не отстает.