В Страсбурге началась весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Несмотря на традиционно насыщенный график, одним из главных стало событие накануне начала сессии – обнародование отчета о коррупции внутри организации, пишет Ольга Будник для Укринформа.
Этот документ, касается преимущественно Азербайджана, но включил данные и про другие страны, их представителей, раскрыл огромную и всеобъемлющую проблему функционирования организации, которая сама призвана предотвращать, противостоять и помогать странам-членам бороться с коррупцией. Уже понятно, что для кого-то этот отчет станет «точкой» в политической еврокарьере, а для других, наоборот – толчком к росту популярности и укреплению авторитета, ведь в документе речь идет и о тех, кто не поддержал коррупционные деяния и подарки отклонил.
«ДИПЛОМАТИЯ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ»: ИКРА, КОВРЫ, ДРАГОЦЕННОСТИ И ОТДЫХ
Ключевым объектом расследования стал Азербайджан, поскольку именно после появления обвинений против него было уж вовсе некрасиво продолжать замалчивать эту проблему. Создали группу расследователей, которая выяснила, что наиболее положительные решения в отношении Азербайджана принимали депутаты, желудки которых были падки до черной икры. Чем только не привлекали азербайджанцы депутатов ПАСЕ, работников секретариата и других «ключевых» фигур в Ассамблее, но самым популярным подарком была черная икра. На каждой сессий ПАСЕ, четыре раза в год «ключевые друзья» Азербайджана получали по 400-600 граммов деликатеса в качестве «сувениров». На каждой сессии таких «друзей» у Азербайджана было минимум десять.
Когда же их приглашали погостить в Баку для участия в различных конференциях, публичных мероприятиях и даже просто на отдых, то вес подарка увеличивался – традиционно дарили уже по 2 кг икры. Интересно, что не так давно Азербайджан установил мораторий и ограничил вывоз черной икры – по 125 граммов на человека. Кроме того, действует требование, что икра должна быть куплена в сертифицированных магазинах. Наверное, депутаты успевали полакомиться деликатесом еще на гостеприимной азербайджанской земле, чтобы не иметь хлопот с таможенниками при выезде из страны.
Каким образом действовала градация подарков и важности асамблеевских друзей – доподлинно не известно, но кроме икры популярными подарками были золотые и серебряные украшения, шелковые ковры, кто-то просто получал деньги.
Манера дарения тоже была весьма оригинальной. Кто-то получал подарки официально, кто-то мог просто найти у себя в номере. Следует отметить, что были случаи отказа, так же, как и некоторые из щедро одаренных декларировал азербайджанские «сувениры» (декларированию подлежат подарки стоимостью выше 200 евро). Но это делали не все, далеко не все.
Кроме того, некоторые депутаты и чиновники рассказали, что во время их пребывания в рабочих поездках в Азербайджане в их номера стучали полуодетые девушки с шампанским, женщины предлагали «свои услуги», а лоббисты Азербайджана в ПАСЕ говорили, что в стране «хорошая икра и девушки». Но не известно, были ли такие, кто воспользовался их услугами, поскольку те, кто об этом рассказал, не открывали дверь непрошеным гостьям или отказывались от «особых» предложений.
КАК АГРАМУНТ ПОМОГАЛ НЕ ТОЛЬКО РОССИИ
Ориентировочное время начала икорной дипломатии» уходит в 2001 года, вскоре после того, как страна присоединилась к Совету Европы. Фигурирует в «азербайджанских схемах» и бывший президент Ассамблеи, уже поплатившийся своим постом за чрезмерные симпатии к России, Педро Аграмунт. Когда именно у Азербайджана завязалась «дружба» с Аграмунтом – сказать трудно (он был депутатом ПАСЕ с 2000 года, президентом ПАСЕ в 2016-17 гг.), но она имела свои результаты. Об этом говорится в отчете и проиллюстрировано десятком отдельных примеров лоббирования Аграмунтом интересов Азербайджана. Например, важную роль в изучении положения дел в стране, эффективности изменений, выполнения резолюций ПАСЕ, и т.п., осуществляет Мониторинговый комитет ПАСЕ, содокладчики которого готовят отчеты для заслушивания в сессионном зале и принятия на основе резолюций.
Аграмунт был содокладчиком по Азербайджану с июня 2010 до июня 2015 года, ему удавалось ставить себя и своих людей на места содокладчиков, убеждать других желающих отказаться от этих должностей.
И все бы оставалось тайной, но летом 2016 года итальянские СМИ сообщили об официальном обвинении, выдвинутом против итальянского политика Луки Волонте, бывшего руководителя фракции Европейской народной партии в ПАСЕ. Ему инкриминировали получение 2,4 млн евро, которые из Азербайджана поступали на счета фондов Луки Волонте в 2012-14 годах. Такой, по утверждению прокуроров, была «плата» за поддержку влиятельным Волонте «провала» резолюции 2013 года, в которой должно было содержаться осуждение азербайджанского руководства за более 80 политических заключенных в стране.
Кроме испанца Педро Аграмунта, среди нарушителей Кодекса поведения расследование назвало Флориана Преду (Румыния), Штефана Шеннаха (Австрия), Самеда Сеидова (Азербайджан), Жорди Шуклу (Испания).
ИЗВЕЧНАЯ ДИЛЕММА – НАКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Группу расследователей возглавлял бывший судья и президент ЕСПЧ Николас Братза, которого в кулуарах мне охарактеризовали как «честь и совесть СЕ». Рассмотрение и утверждение самого отчета продолжались в условиях чрезвычайной секретности. До последнего момента почти никому не было известно, какие именно действия упомянуты в нем и чьи имена там фигурируют.
Отчет представили общественности вечером в воскресенье, сразу после заседания Бюро ПАСЕ, которое длилось около четырех часов. На пресс-конференции чувствовалось, что, с одной стороны, скандала стараются избежать, ведь от этого очень пострадает имидж организации, которая сама призвана бороться с коррупцией, противостоять любым нарушением и иметь чистейший из всех чистых авторитет. С другой – было понятно, что люди, упомянутые в отчете, обязательно должны быть наказаны. И в первую очередь это касалось тех, кто являются членами ПАСЕ, работает в организации. Вопрос будет стоять о том, могут ли эти люди продолжать выполнять свои полномочия.
Президент ПАСЕ в воскресенье дал понять, что Ассамблея относится крайне серьезно к этой ситуации. Он отметил, что все чрезвычайно шокированы фактами, выявленными при расследовании, и подчеркнул необходимость наказать санкционно тех, кто отказывался сотрудничать со следствием. При этом ни о дебатах во время сессии, ни об отстранении ключевых фигурантов отчета от выполнения своих обязанностей уже на весенней сессии, речь не шла. Тем более речь не шла о принятии резолюции. Хотя уже в воскресенье вечером было понятно, что повестка дня сессии и акцент внимания сместятся в сторону отчета и коррупционных злодеяний.
ШИЛО КОРРУПЦИИ В МЕШКЕ ПАСЕ
В понедельник, с самого начала сессии, стало понятно, что дебаты неизбежны – вопрос коррупции фигурировал в 2/3 выступлений. Наиболее решительно настроенные требовали отстранения тех, чьи имена прямо или косвенно упоминаются в отчете, как причастных к коррупционным деяниям. Кто-то из депутатов посчитал, что отстранение должно происходить с последующим исключением (согласно рекомендациям для государств-членов) этих политиков из состава нацделегаций. Немцы хвалились тем, что ни один из их действующих представителей в ПАСЕ не упомянут в отчете, азербайджанцы возмущались, что с их страной обошлись крайне жестоко, превратив ее в объект травли и что ни одно из деяний не доказано. Звучали и вопросы о том, как вообще могут фигуранты дела «открывать рот» в сессионном зале, так себя дискредитировав. Некоторые даже призвали выставить из зала всех причастных, кто-то указывал – что те, кто не отвечал на запросы о сотрудничестве со следствием, не могут быть приравнены к тем, кто давал взятки.
«На Страсбург смотрят как на основное место, где можно найти справедливость, справедливость в последней инстанции. Ассамблея – больше не то место, где можно искать эту справедливость», – подчеркнул один из депутатов ПАСЕ. Напомню, что это та самая организация, где пытаются всеми силами вернуть делегацию страны-агрессора, несмотря на невыполнение ею резолюций ПАСЕ.
Чем закончится эта история – пока вопрос риторический. ПАСЕ бурлит, возмущается, требует «крови» и продолжение расследования. В четверг сессия начнется с дебатов, по результатам которых будет принята срочная резолюция. Она в какой-то степени и станет «барометром» коррупционной погоды в Ассамблее и продемонстрирует – насколько и какими методами готова ПАСЕ исцеляться от коррупции.