В Украине все никак не могут запустить процесс создания Антикоррупционного суда, чего настойчиво требуют международные партнеры. После принятия соответствующего законопроекта в первом чтении его завалили сотнями правок. Тем временем от создания нового суда зависит макрофинансовая помощь для Украины. Почему же во власти медлят с важным решением, пишет Юлия Забелина для Апострофа.
Первый шаг к созданию нового органа Верховная Рада сделала в марте 2018 года, приняв в первом чтении законопроект №7440 о «Высшем антикоррупционном суде». Этому предшествовало множество скандалов и дискуссий вокруг полномочий и независимости будущего суда. Однако учитывая, что его создание – не столько желание украинской власти, сколько требование западных партнеров, а именно Международного валютного фонда, скрипя зубами, депутаты отдали свои голоса за инициативу.
После голосования в сессионном зале законопроект был направлен в парламентский комитет по вопросам правовой политики и правосудия, где «завис» больше чем на месяц. Официальная причина такой медлительности – большое количество предложенных правок: более 1700 от 68 нардепов из разных фракций и групп. Но неофициально в политикуме говорят, что таким образом власть хочет попросту завалить законопроект.
«Законопроект находится в комитете у [нардепа от «Блока Петра Порошенко» Руслана] Князевича, то есть на полном контроле президента. В Администрации президента, мягко говоря, не сильно хотят принимать этот документ. Его хотели забрать у комитета Князевича, но после – передумали. Его решили убить поправками», – говорит информированный парламентарий.
По информации издания, профильный комитет на данный момент даже не приступил к рассмотрению законопроекта.
«Это сознательная задержка со стороны Администрации президента, по состоянию на сейчас комитет по правовой политике даже не начинал рассматривать этот законопроект ко второму чтению. Они остановились на том, что раздали депутатам сравнительную таблицу и отпустили с Богом думать, что предложить. К нему тысячи поправок, потому это будет не быстрый процесс», – комментирует собеседник.
Один из парламентариев, знакомых с процессом, рассказал, что на минувшей неделе только создали рабочую группу по подготовке законопроекта к голосованию. «Будут в ближайшую неделю подавать правки и идти отдельно по правкам, иначе законопроект просто потеряет свою первоначальную суть», – сказал он.
Ранее сообщалось, что во власти не могут договориться о нескольких нюансах функционирования будущего органа правосудия. Так, остается открытым вопрос юрисдикции суда, то есть будет ли он рассматривать только дела топ-коррупционеров либо же заниматься и менее высокопоставленными чиновниками, что скажется на его загруженности. Беспокоит Банковую также проблема отбора судей: во власти опасаются, что Запад через общественный совет международных экспертов сможет назначать кандидатов без согласования с политическим истеблишментом в Украине.
Президент Петр Порошенко считает, что в этом моменте необходимо искать компромисс. Такую же позицию высказывала его представитель в парламенте, нардеп Ирина Луценко. «Не может группа международных экспертов, то есть совещательная группа экспертов, – настаивала депутат, – полностью выбирать состав украинского суда. Мы – суверенное государство».
В самой Администрации президента в принципе согласились на требование Запада насчет международных экспертов.
«Никакой паники нет. Президент подал эту инициативу, вписал про международников. Он знает, что эта норма там есть. Просто все должно быть в рамках Конституции, чтобы не расценивалось как вмешательство иностранных государств во внутренние дела Украины. А теперь мы думаем, как правильно все это урегулировать и сформулировать», – рассказал собеседник в АП.
Тем временем западные партнеры продолжают настаивать на своем. Так, страны-члены «Большой семерки» призвали Украину создать Антикоррупционный суд в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.
«АП надеется выторговать у МВФ нарушение требований меморандума, а МВФ стоит на своей позиции достаточно жестко. Ключевой вопрос – кто будет выбирать антикоррупционных судей. МВФ очень четко говорит, что это должны быть международные эксперты, у которых должно быть право вето, а АП хочет для них только совещательную роль. Но при этом в АП понимают, что нам нужен транш МВФ, они надеются что-то выторговать, конечно. Но маловероятно, что им удастся это сделать, хотя они пытаются», – рассказывает эксперт Центра противодействия коррупции Анастасия Красносильская.
По мнению эксперта, во власти уже подготовили запасной план, как спасти украинских топ-коррупционеров в случае запуска независимого антикоррупционного суда.
«АП начинает готовить «план Б» – законопроект о «нулевой» декларации (законопроект №8257 «О правовом режиме добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами» – ред.). Этот законопроект позволяет фактически легализовать коррупционные доходы и избежать ответственности за незаконное обогащение. Это своеобразный «план Б», как выживать, если придется создавать независимый Антикоррупционный суд», – пояснила Красносильская.
Но, похоже, на Банковой не спешат с решением. На прошлой неделе, когда президент собирал у себя в администрации попеременно то министров, то глав фракций, обсуждался и вопрос Антикоррупционного суда (тогда как публично представители президента заявляли, что речь шла исключительно о создании поместной церкви). Однако ни к чему не пришли.
«Сложилось впечатление, что все болезненные вопросы, а это и обновление ЦИК, и создание Антикоррупционного суда, просто отложили. Но неясно, осознает ли президент последствия этого», – сообщил один из участников встречи.
Хотя откладывать создание Антикоррупционного суда, по мнению Анастасии Красносильской, опасно. Ведь МВФ может отказаться давать Украине очередной транш.
«Успеют ли проголосовать до мая или в мае, зависит от переговоров президента с МВФ. Могут этот вопрос оттягивать еще до конца мая – начала июня, но они очень четко понимают, что если до конца этой сессии – до середины июля – они не показывают МВФ принятый законопроект, который соответствует всем требованиям, рекомендациям Венецианской комиссии, то они не получают транш. А без транша нам очень сложно будет справиться с выплатами по внешнему долгу и вряд удастся привлечь евробонды. То есть цена вопроса – выживание экономики в начале избирательного года», – считает Красносильская.
В ответ на это у Порошенко убеждают, что законопроект о Высшем антикоррупционном суде все-таки будет принят в мае.
«Все в мае. Я думаю, что сейчас будет еще одна серия переговоров – и тогда только можно будет говорить об окончательных решениях», – сообщил нардеп, приближенный к президенту. А вот вопрос, учтут ли ко второму чтению рекомендации Венецианской комиссии, пока остается открытым.