понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сербы на марше: Чем Европа ответит на военные намеки Белграда Конфликт между Сербией и Косово очень напоминает Боснийский кризис, который в итоге привел к Первой мировой войне

Балканы, не отошедшие еще от попытки переворота в Черногории, снова затрясло. Потому как Белград выбрал эскалацию. 27 марта Сербия начала военные учения близ границ частично признанного Косово – на полигоне «Пасулянска Ливада», где недавно бряцали оружием вместе с россиянами и беларусами, – пишет Владислав Гирман для Деловой столицы. – Маневры окрестили Sadejstvo 2018 и в них задействовали 923 бойца из бронетанковых, артиллерийских, пехотных, воздушно-десантных подразделений. Даже авиация слетелась, причем, по некоторым данным, военные самолеты видели в Косово – в муниципалитете Прешево. Сербы отрабатывали блокаду населенного пункта (более чем красноречиво), разоружение и нейтрализацию условного противника.

За всем этим действом наблюдал президент Сербии Алeксандар Вучич. Он и заявил на полигоне, что, мол, Сербия, может, и маленькая страна, но ради своего суверенитета будет наращивать военные мышцы. При этом глава сербской дипломатии Ивица Дачич (хорошо знакомый Украине, но об этом после) вообще призвал Вучича выйти из Брюссельского договора по Косово. То есть, откатить все назад до острой фазы конфликта с жертвами и т.п. Неприкрытая попытка напугать Косово, жесткая риторика, да и желание Евросоюзу силу продемонстрировать, не могли не быть замечены международной миротворческой миссией (KFOR), которая действует под эгидой НАТО.

Но с чего все началось-то? На первый взгляд, из-за действий косовских силовиков. Однако провокация по всем правилам была оформлена именно неунывающими сербами. 26 марта высшее руководство Сербии, включая министров, решило организовать сепаратистского характера ивент на севере Косово, где живут преимущественно сербы. Местом проведения круглого стола о будущем «провинций Косово и Метохии» был выбран город Митровица. Министры не доехали, а вот куратор косовско-сербского диалога Марк Джурич добрался. Как и вооруженные косовские силовики, со светошумовыми гранатами поставившие на колени участников «круглого стола», среди которых были ребята на голову, а то и две повыше косовских бойцов. В общем, всех приструнили, а дипломата Джурича забрали в Приштину. Там его допросили и депортировали в Сербию. Вот, собственно, и соль инцидента, с которого началось нынешнее обострение. Причем перешедшее в политический кризис на территории Косово, поскольку представители сербской общины в парламенте – «Сербский список» – 27 марта заявили о выходе из коалиции и правительства. Демарш сулит досрочные парламентские выборы, и естественно, новую порцию проблем.

Угрозы из Москвы

Когда речь заходит о потрясениях на Балканах, а тем более о Сербии, без России не обойтись никак. Во-первых, обратим внимание, что одновременно с Sadejstvo 2018 на Урале проводятся учения Ракетных войск стратегического назначения. Причем устроители «ралли» четырех десятков мобильных комплексов баллистических ракет наверняка брали в расчет внешнеполитический эффект подобной демонстрации, особенно на фоне массовой высылки российских послов.

Во-вторых, в Госдуме РФ ожидаемо стали на сторону сербов. Так, член комитета по международным делам и «единоросс» Сергей Железняк назвал задержание Джурича, въехавшего в Косово вопреки запретам, «варварством»,  учиненным по заданию «западных спецслужб», которые «разжигают новый костер гражданской войны в регионе». Ох, уж эти западные спецслужбы. Вечно они материализуются, когда у Кремля проблемы и ему нужно отвлечь внимание европейцев. Железняк также заявил, что Штаты и ЕС пытаются заставить Белград отказаться от своей территории. И ко всему предложил излюбленную форму внешней политики Москвы «замороженный конфликт» с надзором на уровне Совбеза ООН (не НАТО, курирующей миссию в Косово, заметьте), где Россия может качать права своим вето.

В общем, россияне подлили пару ведер масла в сербско-косовский костер. И с происходящим ныне можно провести пару исторических параллелей. Это, к примеру, Боснийский кризис 1908-1909 годов. Тогда Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, которую сербы считали своей. Теперь Евросоюз обеспечил независимость и международное признание Косово – которое сербы считают своим. Тогда Сербия объявила мобилизацию. Теперь – проводит учения.

И тогдашнее положение, и нынешнее определено рядом международных переговорных процессов, в числе участников которых была Россия. Но и тогда, и теперь она требует пересмотра их результатов. В 1908-м Европейский концерт отказался, апеллируя к Берлинскому трактату 1878 года, согласно которому Босния и Герцеговина после ухода османов должна была отойти Габсбургам (процесс заморожен был при участии Бисмарка). Сейчас завершится тем же. И вовсе не исключено, кстати, что Германия решится повторить трюк с ультиматумом России – который та приняла, заставив успокоиться и Сербию. Только если тогда он носил характер военной угрозы, то теперь шантажировать Москву будут экономикой. Так что не исключено, что тему «Северного потока-2» рано считать закрытой.

В то же время, трудно забыть, что события 1908 года оказались прологом к потрясению года 1914-го.

Быть ли войне?

Белград играет на повышение ставок, бряцая оружием, а Москва подыгрывает. Причем в своих претензиях если не на все Косово, то хотя бы его на северную часть, Сербия опирается на местную так называемую Ассоциацию сербских муниципалитетов. И здесь следующая параллель – с Ближним Востоком. Согласно переговорам в Осло 1993 года было принято соглашение о разделении на два государства, но ударные темпы строительства израильских поселений на Западном берегу сделали практически невозможным проведение четкой линии размежевания между ними.

Раздел Косово – даже если бы ЕС был готов принять подобное дробление – также очень затруднен. Во-первых, технически сложно осуществить отделение сербской части Косово (очевидно, с последующим присоединением к Сербии), учитывая стандарты XXI века. Ведь тогда следует ожидать судебных разбирательств из-за недвижимости, реституций, переселения, банковских кредитов и т.д., и т.п. В противном случае – этнические чистки и геноцид. А повторения подобного сценария Запад определенно постарается не допустить.

Далее. Даже если предположить, что сербские силы вдруг зайдут на север Косово, т.е. решатся на силовой вариант вопреки здравому смыслу, то конфликт неминуемо начнет развиваться по шаблону антипартизанской операции в условиях городской застройки, который даже в изолированном конфликте обойдется слишком дорого и в жизнях, и в материальном ущербе. Не говоря уже о том, что в центре Европы подобное во второй раз попросту не удастся. Хотя чисто формально Сербия имеет семикратный перевес. Вооруженные силы Республики Косово (отряд быстрого реагирования) насчитывают лишь 4 тыс. человек и 2 тыс. резерва. В то время как в сербских ВС 44 тыс. бойцов, включая танки, артиллерию и авиацию, а возле админграницы с Косово находятся сразу три бригады – 2-я, 3-я и 4-я.

И не стоит забывать о соседях, у которых уже в печенках сидит эта Великая Сербия, да имеются и свои варианты великих албаний, хорватий и т.д.

Надеяться не приходится

Как уже отмечено выше, Россия открыто встревать и защищать сербов не будет. Их поползновения будут заключаться в скрытых операциях и разного рода гибридных манипуляциях. Белграду не стоит уповать на повторение марша на Приштину. И потом, Москва ничего не добилась бы прямым участием в конфликте. Потому как Запад не тот, что был в 2008 или в 2014 – нет абсолютно никакой растерянности. ЕС и США мобилизованы, что показало массовое «изыди» российским дипломатам.

Так что Москва продолжит грозить. Может Сергей Лавров или его преемник, либо Дмитрий Песков будут чуть более энергично трясти кулаком. При этом Кремль будет ездить на теме конфликта Косово и Сербии, шантажируя европейцев по привычной методе продажи хаоса в обмен на смягчение условий.

Сербия же тоже скорее всего ограничится шантажом Брюсселя, если не перейдет черту. А использовать будет не только вопрос Косово, но и собственно Россию, являющуюся для нее в данный момент ситуативным союзником.

Чем Запад ответит

Итак, есть два варианта исхода текущего кризиса со стороны Сербии – шантаж ЕС с целью выбить преференции, в том числе членство в блоке на своих условиях, либо же война, которая завершится провалом. Впрочем, наиболее вероятен третий вариант: Белград выпустит пар и успокоится до следующего раза. Тем более что Евросоюз оперативно начал ему в этом помогать.

Об этом свидетельствует, в первую очередь, дипломатическое давление, которое уже очевидно начала оказывать глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, оперативно прибывшая в Белград к Вучичу еще 27 марта. Если уговоры и принуждение к миру таким образом провалятся, то можно ожидать намеков на санкции. Сначала намеков, затем угроз, а если сербы не прислушаются, то и демонстрации серьезности намерений Брюсселя. Например, небольшого пакета ограничительных мер. Если и это не сработает, то о членстве в блоке нынешний Белград может забыть, а также столкнуться с более жесткими санкциями.

И как бы Сербия и Россия ни тискали друг друга в объятиях, экономические данные свидетельствуют о том, что не Москва главный партнер Белграда. Фактбук ЦРУ дает приводит такую информацию: основные экспортные позиции Сербии – это автомобили, железо и сталь, резина, одежда, пшеница, фрукты и овощи, цветные металлы, электроприборы, металлические изделия, оружие и боеприпасы. А поставляются они, прежде всего, в Европу: Италия (14,6%), Германия (13,1%), Босния и Герцеговина (8,3%), Румыния (5,7%) и Россия на пятом месте – 5,4%. Всего в прошлом году сербы экспортировали товаров на $14,7 млрд., а импортировали на $19,24 млрд.

Теперь импорт. Это по большей части детали и оборудование для транспорта, горюче-смазочные материалы, промышленные товары, химикаты, продукты питания и т.п. Основные импортеры: Германия (12,9%), Италия (10,4%), Китай (8,4%), Россия (7,9%), Венгрия (4,6%), Польша (4,4%). Россия, конечно, могла бы попробовать компенсировать потери сербов от вероятных санкций, но проблемы в ее собственной экономике попросту этого не позволят. Может Китай, конечно, попытаться, что не нужно ни Москве, ни европейцам. К тому же, если Брюссель на фоне эскалации настоятельно порекомендует Пекину не продавать и не покупать, то с большей долей вероятности Китай прислушается, поскольку дорожит контрактами с ЕС.

Также возможен сценарий усиления влияния Запада на ситуацию в регионе посредством миротворческих миссий для сдерживания сербов. В первую очередь это относится к миссии KFOR, насчитывающей, по данным за 2017 года, лишь 4273 человека из 31 страны мира. Хотя еще 10 лет назад было 14 тыс., однако действия Сербии могут поспособствовать возвращению показателей на прежний уровень. По причине угрозы целостности всего ЕС, конечно. Кстати, 29 марта появился непрозрачный намек Белграду – ролик о зимних маневрах сил НАТО.

И еще. Появление «голубых касок», естественно, можно допустить. Но это маловероятно, поскольку Россия будет блокировать инициативу, если ее представителей не зачислят в миротворцы, как в случае с Донбассом. А если россияне все же появятся там в качестве миротворцев, то ничего хорошего ожидать не имеет смысла. Миссия будет полностью скомпрометирована.

Украинский ляп

Напоследок рассмотрим заявление украинского посла в Сербии Александра Александровича, который с бухты-барахты заявил в СМИ, что занял сторону Белграда в этой ситуации. «Украина не признает независимость Косово, и мы поддерживаем брюссельские соглашения и диалог между Белградом и Приштиной… я был на встрече с Ивицем Дачичем и другими послами, и я могу сказать, что действия правительства Косово были полностью безответственными и его реакция была неадекватной», – сказал Александрович, добавив, что «Украина полностью поддерживает Сербию в этом случае». Получается, что официальный Киев занял тождественную с российской позицию.

Почему посол сказал то, что сказал? На самом деле мотивация понятна, потому как Александрович применил косовско-сербский конфликт к украинской парадигме. В Европе частенько говорили, что Косово – особый случай, не имеющий аналогов. В Украине и России же бесчисленное множество раз повторяли, что он создает прецеденты для легализации непризнанных республик. Раз уж Косово отделилось, то и право фейковых «ЛДНР» на независимость тоже могут признать.

Однако все-таки это промах, и не первый. По сути украинскому дипломату стоило проявить сдержанность. Во-первых, Киев получил репутационный ущерб, публично заняв сторону Белграда и Москвы. Во-вторых, пусть посол и хотел напомнить Брюсселю о «ЛДНР», проводя параллели с Сербией и Косово, но картинка получилась сложнее, чем ранее. Сегодня уже речь идет о Косово и пресловутой Ассоциации сербских муниципалитетов. Так что теперь уже они, муниципалитеты, являются своего рода «ЛДНР». Даже если МИД (или лично посол), с этим не согласны, то все же лучше было бы воздержаться от комментариев.



Поділіться цим