Став социальной сетью №1 с двумя миллиардами пользователей, Facebook вошел в новый виток развития, начав отсев тех, чье присутствие в нем сочтено нерентабельным – пишет Сергей Ильченко для Деловой столицы. – Одни уйдут сами, лишившись интересующего их контента, других придется удалять принудительно, третьи, преимущественно публичные персоны, будут оставлены для поддержания общего статуса FB, но загнаны в информационную тень, о чем, возможно, догадаются не сразу. В итоге FB качественно и концептуально изменится. А поскольку сеть на два миллиарда пользователей – глобальное явление, то вместе с FB изменится и весь мир, включая и нас с вами. Это не новость, об этом говорят многие, и уже давно. Вот несколько примеров – тут, тут и тут.
Изменения в FB назрели объективно. С одной стороны, корпорацию уже не пугает потеря даже нескольких сотен миллионов аккаунтов. С другой – ей нужно избавляться от пользователей, разворачивающих в сети FB социальные и политические проекты, которые становятся источником проблем с властями стран пребывания. Эти мешает развитию FB в качестве глобальной площадки для продажи рекламных услуг.
Я рассмотрел эту ситуацию в статье «Крошка Цахес, по прозвищу Цукерберг». Там же была анонсирована и статья о вызовах, а с ними и возможностях, которые принесла с собой реформа FB, и о том, что следует предпринять в новой ситуации украинским патриотам, которых сейчас выдавливают из Facebook. Это происходит вовсе не из желания доставить неприятности Украине и вообще кому бы то ни было, а продиктовано исключительно бизнес-интересами акционеров FB.
Как развиваются события и что делать нам
Итак, FB – это площадка, на которой встречаются рекламодатели и их целевая аудитория. За такую возможность рекламодатели платят FB деньги. Иных задач, помимо извлечения прибыли, проект Facebook не несет. Все, что в нем есть, существует либо как инструмент привлечения денег, либо как приманка для пользователей, которым затем скармливают рекламу. С этой целью FB занял нишу глобального социального медиа: места для знакомств, общения, дискуссий и обмена новостями.
Сейчас социальную функцию FB – побочную функцию, которая должна служить его главной задаче – ограничивают по ряду параметров. Среди прочего в Facebook занялись чисткой кириллического сектора: удалением пользователей, несогласных с новой политикой, и воспитанием оставшихся.
Это, разумеется, сопряжено с потерями в охвате, но администрация FB чувствует себя уверенно. Во-первых, политические и социальные активисты, которых сейчас выдавливают из FB, – самая низкодоходная часть аудитории, приносящая вместе с тем наибольшую долю неприятностей, по сути – балласт.
Во-вторых, даже потеряв половину пользователей – представим, что вместо двух миллиардов останется только один, FB все равно будет крупнейшей в мире социальной сетью. Поскольку альтернативы, равной FB по удобству и гибкости общения, сегодня нет и уходить особенно некуда, потери прогнозируются незначительные – никак не половина и даже не четверть.
Эти расчеты менеджеров FB, скорее всего, оправдаются: коллапса, который предрекают Facebook некоторые комментаторы, не наступит. Пусть даже не сразу, но большинство пользователей смирятся с новыми стандартами общения. Да-да, именно стандартами – так и поставлен вопрос. На выходе должно получиться рыхлое сообщество, состоящее из большого числа слабо связанных друг с другом групп, основанных на общих неполитических интересах и личных знакомствах.
В принципе FB стремился к этому изначально. Претендуя на глобальность сам, он выступал против глобальности связей своих потребителей, и вопрос, «знаете ли вы этого пользователя лично?», возник не случайно. Если на этапе роста FB его админы были вынуждены, хотя и с кислой миной, смиряться с укорочением общемировой «цепочки рукопожатий» (явлением с точки зрения эффективности рекламы крайне нежелательным), то сейчас этому приходит конец.
Теперь поговорим о наших делах. Для нас все развивается просто прекрасно, если, конечно, не зевать и не сидеть на месте, а использовать возникшее окно возможностей. Благодаря счастливому стечению обстоятельств мы получили, притом даром, безо всяких усилий с нашей стороны, десятилетие сетевой свободы. Мы могли находить друзей и единомышленников по всему миру, общаться с людьми таких взглядов, мнений и культурных традиций, о существовании которых раньше вообще не подозревали, могли спорить, расширять свое видение мира, организовываться, вырабатывать общие планы действий и воплощать их в реальности. Мы ощутили вкус глобальной свободы. И даже Майдан в том виде, в каком он состоялся, стал возможен благодаря социальным сетям, в первую очередь FB.
Замечу, что FB несколько раз оказал воздействие и на мою судьбу. Особенно ярко это проявилось весной 2015 г., когда я был арестован приднестровскими сепаратистами. Тогда, используя нелегально переданный в камеру смартфон, я смог быстро выйти через FB на нужные связи, свести ранее незнакомых друг с другом людей и, в конечном итоге, скоординировать кампанию в свою защиту. Без огласки, которую мой арест получил благодаря FB, и поддержки, возникшей вследствие этого, меня, вероятнее всего, не выпустили бы живым. И этот текст, и многие другие остались бы ненаписанными.
Не стоит, конечно, идеализировать Цукерберга и других создателей Facebook – кто, кстати, назовет их имена, не прибегая к помощи «Гугла»? Но вместе с тем нет и оснований рассматривать их действия как враждебные. Они решают свои задачи, а мы должны решать свои. На какое-то время наши пути совпали, они получили от этого свою выгоду, а мы получили свою. Но всему приходит конец, пора расстаться. Наше сетевое детство с бесплатными сладостями закончилось. Отныне свободу в сети нам придется добывать, оплачивать и отстаивать самим. И это тоже неплохо, поскольку мы получаем прекрасный шанс организовать собственное сетевое сообщество, именно такое, какое нужно нам, а не то, которое милостиво пожаловал нам Марк Цукерберг.
Кому нужна украинская соцсеть и где обитает этот Ктототам?
За прошедшее десятилетие и во многом благодаря именно Facebook соцсети стали важнейшим инструментом политического влияния. Они также сформировали массовую потребность в сетевом общении, с которой необходимо считаться. В этой связи нужно сказать, что хотя Украина сделала верный шаг, запретив администрируемые из России «Одноклассники» и «ВКонтакте», она не сделала второго, столь же необходимого шага. Запрет ОК и ВК оставил пустую нишу спроса, которую в Украине не смогли адекватно заполнить. В результате часть бывших завсегдатаев сетей, угодивших под запрет, перешла в FB, где сейчас тоже начались проблемы, а часть обнаружила, что запрет легко обойти, используя анонимайзеры.
Общий итог вышел провальным: по факту запрет не сработал и уже, к сожалению, не сработает, во всяком случае, в его нынешнем виде. Яркий тому пример – история с Павлом Грибом, украинским патриотом, похищенным ФСБ при помощи операции, организованной через ВК, которым он постоянно пользовался, пренебрегая запретом. Но если человек с заведомо проукраинскими взглядами повел себя так, то чего ждать от менее устойчивой части наших граждан?
Нужны аналоги ОК и ВК, способные удовлетворить существующий спрос. Притом эти аналоги, если действовать по уму, нужно было ввести в оборот не после запрета, а до него, так, чтобы запасная площадка была раскручена заранее. Но раз уж не смогли сделать заранее и как надо, нужно делать хотя бы сейчас, уже как получится. И еще нужно делать аналог FB, чтобы сохранить сложившиеся там сообщества украинских патриотов. И делать срочно, пока у этих сообществ есть время организованно отступить на новую платформу, потому что их разгром и разгон в FB – дело ближайшего полугода. От силы года, если нам сильно повезет.
Казалось бы, все очевидно. Тем не менее эта очевидность каким-то непостижимым для меня образом снова и снова ускользает от тех, кому по должности положено заботиться об информационной безопасности Украины. Чем это объяснить — не знаю. Ни одна версия не выглядит убедительной. Измена? Сейчас это модная тема, но не все же сразу изменники, не бывает так. Невежество? Да ладно! Действующий замглавы АП Дмитрий Шимкив — бывший генеральный директор «Майкрософт Украина». Так что у президента, во всяком случае, с грамотным советником в этих вопросах все обстоит нормально. Другие чиновники и высшего ранга, и пониже, и пресс-секретари, и организации тоже держат аккаунты в том же FB и по идее должны быть хоть немного в теме. Может быть, они уверены, что Марк Цукерберг – верный друг и патриот Украины? Или что площадка в FB будет доступна вечно?
И как так вышло, что упустили аудитории ОК и ВК? Не увидели очевидного хода событий? Не придали значения этим сообществам? Но ведь…нет, я даже не знаю, как это вежливо сформулировать… Соображать же надо, ну хоть немного, просчитывая последствия своих действий!
Может быть, этот вопрос был сочтен мелким на фоне более важных вещей, о которых мы с вами не знаем? Например, переговоров с инопланетянами, которые твердо пообещали походя решить за нас эту проблему, а потом что-то не связалось?
Сколько-нибудь приемлемое объяснение состоит в том, что все было отдано узким специалистам. Они занялись технической частью задачи и, между нами говоря, ее практически не решили. А о социальных последствиях вообще не подумали. Правда, тогда возникает другой вопрос: кто эту провальную команду сформировал?
Справедливости ради, надо сказать, что попытки создания украинских сетей все-таки были, но, увы, с неизменно прискорбным результатом. Сети выходили похожими друг на друга в самом скверном смысле. Неудобный, чтобы не сказать, убогий, функционал. Нестабильная работа. Неспособность их создателей вызывать к ним интерес со стороны потенциальных пользователей. Почитать об этих попытках и даже попробовать зарегистрироваться на тех сетях, которые еще хоть немного живы, просмаковав успехи отечественных производителей, можно, например, тут, или тут, а о крайнем по времени проекте Woolik узнать сначала тут, а потом вот тут. Сходите по этим ссылкам, не пожалеете. Обещаю неизгладимые впечатления и незабываемое послевкусие.
Да, и еще один есть нюанс: значительная часть разработчиков этих проектов привлекалась из-за границы. В этом не было бы большой беды, если бы хоть один проект был хоть сколь-нибудь успешен: заработал – ну и ладно. Но на фоне провалов уже возникают вопросы. Например, кого готовят в украинских вузах для сферы IT и каково качество подготовки? Если украинские разработчики просто чудо как хороши – ну, во всяком случае, так пишут, вот, к примеру, на этом сайте, в особенности в этом его разделе, и им все подвластно, то почему они до сих пор не обратили свой взор в сторону соцсетей? Дело-то нужное. И вообще: чтение материалов на тему «IT в Украине» оставляет впечатление, что эта сфера живет совершенно отдельной от Украины и ее насущных проблем жизнью, как инопланетная колония, притом даже не марсиан (мы все-таки соседи), а пришельцев из соседней галактики. Но не будем углубляться еще и в это, уходя в сторону от главного.
Итак, почему украинские проекты неизменно провальны? Почему американские alt-right, когда их достала цензура в FB, смогли силами нескольких волонтеров, вообще без всяких серьезных ресурсов слепить, пусть не идеальный, но вполне функциональный и, главное, стабильно работающий alt-FB, который называется WrongThink? Они также организовали его страницу в FB для информирования потенциальных пользователей: мол, вот, пожалуйста, альтернативная площадка без цензуры, приходите, если в FB вас банят или сносят ваши профили.
Они предусмотрели и гостевой режим, чтобы можно было зайти и посмотреть, как там все в общих чертах устроено, насколько это хорошо и стоит ли регистрироваться вообще. Поскольку в гостевом режиме можно войти лишь по конкретному адресу, что предполагает рекомендацию от конкретного человека, эту роль мне придется взять на себя. Вот, для примера, моя страница. Она была создана после того, как в FB начали систематически вычислять и уничтожать аккаунты уже безо всяких формальных поводов и предупреждений. Вот админ сети, если есть вопросы — стучите к нему в личку, отвечает он, естественно, на английском, но быстро и дружелюбно. А вот группа «Украинцы в WT». Пустая, правда, пока, но лиха беда начало.
Не то чтобы я рекламировал эту сеть, но хочу сказать: она реально работает. За три месяца моего знакомства с ней единственный раз сбойнула менее чем на час. Правда, там почти нет украинской аудитории, но это уже зависит только от нас. Те, кого, подобно мне, всерьез поперли из FB – велкам туда. Местные админы к украинцам лояльны.
Проблема только в том, что сеть, администрируемая из США и созданная американцами под свои задачи, не сможет решить наших проблем. В лучшем случае она может стать временным пристанищем для тех, кого совсем уж крепко взяли в оборот цукерберговские цензоры – просто чтобы не утерять связей друг с другом. Нам нужна своя сеть, украинская.