История с чеченским и приднестровским «боевым опытом» экс-премьера Арсения Яценюка с самого начала воспринималась украинским обществом как одна из уморительных пропагандистских хохм из-за поребрика. Такой себе распятый мальчик наоборот, – пишет Виталий Дяченко для Деловой столицы. – Что, однако, ничуть не мешает нашим северо-восточным соседям «на серьезных щах» заочно арестовывать Арсения Петровича и объявлять украинского «моджахеда» в международный розыск по линии Интерпола. И, похоже, такие знаки внимания от Кремля очень тешат самолюбие украинского экс-премьера.
Последний раз отголоски чеченской славы настигли Арсения Петровича в субботу, 23 декабря, в Женевском аэропорту, в аккурат накануне григорианского Рождества, которое с недавних пор официальный праздничный день и в Украине. Как сообщила по горячим следам пресс-секретарь Яценюка Ольга Лаппо, экс-премьер с младшей дочерью был задержан в аэропорту «по запросу России». Правда, ненадолго. Швейцарским пограничникам хватило 10 минут, чтобы изучить обстоятельства дела и, пожелав Арсению Петровичу счастливого пути, отпустить его дальше по своим делам. Однако предупредили, что на обратной пути ситуация с непродолжительной задержкой может повториться.
В общем, сенсации не получилось – абсурдный характер обвинений в Чеченской и Приднестровской войнах швейцарцам оказался не менее понятен, чем украинцам. Арсений Петрович испытал разве что психологический дискомфорт и то очень незначительный и непродолжительный из-за необходимости для европейских пограничников соблюсти всю предусмотренную для подобных случаев процедуру, если уж фамилия бывшего украинского премьера попала в списки тех, кого разыскивает Интерпол. И хотя инцидент в аэропорту оказался незначительным и исключительно формальным, пресс-служба Арсения Петровича не преминула проинформировать о случившемся украинскую общественность, и новость с интригующим заголовком «Яценюка задержали в Женеве по запросу России» разлетелась по всем СМИ. Ну а для пущей важности пресс-секретарь Яценюка завершила свой пост о пограничном инциденте коротким, но емким предложением: «Это еще раз подтверждает, кого боятся в Кремле».
Боятся ли Яценюка в Москве, а если и боятся, то насколько сильно, нам неизвестно, да и по большому счету не слишком важно. А вот за такое особое внимание к собственной персоне Арсений Петрович должен быть Кремлю благодарен. А тот факт, что все дурацкие российские обвинения в его адрес рассчитаны в первую очередь на внутрироссийского потребителя в контексте демонизации Украины вообще и «киевской хунты» в частности, никак не отменяет того, что розыск россиянами через Интерпол самому Яценюку очень даже кстати.
Ни для кого не секрет, что Арсений Петрович достаточно трепетно относится к вопросу мужественности своего имиджа и очень не любит прозвища «кролик Сеня», которым его наделили в начале политической карьеры (кстати, это прозвище уже изрядно подзабыто). Видимо, внешность худощавого интеллигента в очках идет вразрез с тем, как Яценюк видит самого себя. Отсюда и занятия штангой, и рекламная кампания на выборах 2010 г. в стиле милитари, и обещания засунуть журналисту Дурневу морковку в место, для хранения овощей явно не предназначенное. Ну а бритый череп и густая борода, которую Яценюк носит последнее время, явная попытка лишний раз подчеркнуть свою маскулинность.
И тут Москва преподносит Арсению Петровичу чудесный имиджевый подарок, лепя из интеллигентного экс-премьера смесь Джона Рембо с Сашком Билым. С одной стороны, имидж чеченского боевика идет явно вразрез с образом худощавого очкарика и выглядит откровенно нелепо, а с другой – помогает Яценюку в создании образа мужественного лидера и не только тешит его мужское самолюбие, но и является отличным поводом напомнить о себе, что никак не лишне политику, оказавшемуся в информационной тени после отставки с поста премьера. И Яценюк старается использовать этот повод по максимуму. А тут еще и дотошные европейские пограничники подсуетились, тщательно исполняя все свои обязанности по проверке разыскиваемых Россией членов «киевской хунты».
Так что Арсений Петрович будет рад каждому такому «задержанию» в любом аэропорту любой европейской страны. Может, даже сам будет как бы ненароком напоминать пограничникам: «Меня там Путин через Интерпол ищет, проверять будете?».