После аннексии Крыма и фактического уничтожения флота, наша страна была вынуждена начинать строительство с «нуля». Несмотря на то, что большая часть бюджетного финансирования уходит на другие статьи, Украине удалось поставить в строй шесть артиллерийских бронекатеров, ведутся переговоры о передаче судов с целым рядом стран: на поверхности прежде всего контракт с американцами по «Айлендам», однако как минимум ведутся еще переговоры и по прибрежным тральщикам, пишет Михаил Жирохов для Деловой столицы.
Большой резонанс вызывало решение о продолжении программы строительство корветов. И вот на днях новая мини-сенсация: вице-адмирал Военно-морских сил Украины Игорь Воронченко заявил о том, что в 2019 г. флот получит первый ракетный катер типа «Лань» (ранее планировалась поставка трех катеров в 2018, 2019 и 2020 гг.).
Интерес вызывает не сам факт строительства такого катера – в конце концов, в основе проекта лежит артиллерийский катер проекта ТТ400ТР, разработанный николаевским казенным предприятием «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» и построенный на одной из гонконгских верфей в 2012-14 гг. Основная новость состоит в том, что военные уверены, что к этому времени на вооружение будет принято основное оружие этих катеров – противокорабельная ракета «Нептун» (по планам должен нести восемь таких ракет).
Впервые украинской общественности «Нептун» продемонстрировали на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. Тогда же было заявлено, что разработчиком является киевское Государственное конструкторское бюро «Луч». Хотя киевляне до этого не занимались разработкой противокорабельных ракет, однако имеют богатый опыт создания ракет для противотанковых комплексов и комплексов ПВО.
И в этот раз основой стала советская разработка – дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета Х-35, оснастка для производства корпусов которой на момент распада СССР находилась в Харькове на авиационном заводе. В новой ракете будет использован двигатель производства запорожского предприятия «Мотор Сич».
Считается, что ракета «Нептун» будет использоваться для поражения боевых кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно водоизмещением до 5 тысяч тонн (из таких судов в основном и состоит российский Черноморский флот). Судя по прорисовкам, ракета получит контейнерный старт, сам же контейнер напоминает стандартный от ракет ЗРК С-300.
В 2015-2017 гг. работы над комплексом шли ударными темпами – по некоторым данным уже произведены первые пробные пуски, а летом 2016 года во время визита главы СНБО А. Турчинова на харьковский завод «Радиоизмеритель» на заднем плане был замечен эскиз неизвестного радиолокационного комплекса. Визуально комплекс напоминает «Минерал-МЕ» (комплекс для наведения противокорабельных ракет), который «Укроборонпром» указывает в каталогах своей продукции.
Однако проблемы с ракетой сегодня остаются. Так, в докладе начальника научно-исследовательского центра Вооруженных сил Украины «Государственный океанариум», полковника Андрея Дончака в ходе на конференции «Создание и модернизация вооружения и военной техники в современных условиях» была озвучена основная проблема – «в разработке головки самонаведения». В принципе это было ожидаемо – до 1991 г. все пуски ракеты Х-35 осуществлялись с весовым имитатором радиолокационной головки самонаведения ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения ракеты завершилась в России только в начале девяностых годов входе принятия на вооружения комплекса «Уран».
Хотя все характеристики «Нептуна» строго засекречены, однако, судя по всему, они будут близки к Х-35. Соответственно можно прикинуть и «плюсы», и «минусы» будущей ракеты.
Итак, благодаря малым габаритам пусковые установки могут быть установлены на очень широкий круг кораблей: от легких ракетных катеров до эсминцев или корветов, при этом дальность поражения целей будет около 280 км.
Основным же преимуществом ракет класса Х-35 (а к ним относится также западные Exocet и Harpoon) считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели.
Есть, конечно, и недостатки, связанные, прежде всего, с дозвуковой скоростью ракеты, что по мнению военных специалистов в значительной степени повышает вероятность ее перехвата корабельными комплексами ПВО.
По некоторым данным, для вооружения армии предлагается кроме корабельного, также комплекс наземного и воздушного базирования. Причем, судя по недавно опубликованной информации, в Харькове полным ходом идет создание унифицированной самоходной пусковой установки и транспортно-заряжающей машины. При этом ниша таких ракет будет очень узкая – исключительно поражение надводных целей, по наземным использовать «Нептун» будет решительно невозможно.
В том, что наши конструкторы в ближайшее время смогут решить проблему с головкой самонаведения сомнений нет – ведь аналог «Нептуна» Х-35 серийно производится даже в Северной Корее. Другое дело – время, которого катастрофически не хватает. Ведь лишенные противокорабельного оружия наш флот, как и силы береговой обороны не могут в полной мере обеспечить безопасность морского побережья страны.