п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Путин советует Трампу «иранский сценарий» для КНДР Как только в Москве заикнулись об апокалиптическом сценарии на Корейском полуострове, в Пхеньяне для наглядности запустили новую ракету

Комитет начальников штабов Южной Кореи заявил о запуске в ночь на среду (вечер в Киеве, день в Штатах) Пхеньяном новой баллистической ракеты. Информацию оперативно подтвердили в Токио и Вашингтоне. Южнокорейское агентство Yonhap проинформировало, что ракета, выпущенная из прилегающей к столице КНДР провинции Пхенан-Намдо, пролетела 960 км, достигнув высоты 4,5 тыс. км. Схожие данные озвучили в японском оборонном ведомстве, сообщив, что МБР упала в 250 км от северной префектуры Аомори, то есть в пределах исключительной экономической зоны Японии, пишет Владислав Гирман для Деловой столицы.

Также министр обороны Японии Ицунори Онодэру отметил, что приказа сбивать северокорейскую ракету не поступало, поскольку она не могла упасть на территорию страны или в территориальных водах. Хотя на самом деле японцам попросту нечем было бы это делать. Премьер-министр Синдзо Абэ, в свою очередь, потребовал проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН. «Необходимо, чтобы международное сообщество полностью придерживалось санкционных мер в отношении Северной Кореи», – подчеркнул он.

Штаты под прицелом

Токио взволнован не просто так. Новым испытанием северокорейской МБР крайне обеспокоены и в Вашингтоне. Так, глава Пентагона Джеймс Мэттис обратил внимание на высоту полета. «Северная Корея примерно два часа назад запустила межконтинентальную баллистическую ракету. В этот раз она летела выше, чем в ходе всех прежних запусков… В целом я хочу сказать, что Северная Корея продолжает предпринимать попытки создать оружие, которое угрожает миру в регионе и во всем мире, в частности Соединенным Штатам», – заявил он.

Американский министр обороны абсолютно прав, что теперь ракеты КНДР пусть и имеют еще проблемы с двигателями возвращения в атмосферу, но уже сформировались в качестве полноценной угрозы для США. Как пишет для Union of Concerned Scientists физик Дэвид Райт, если бы Пхеньян запустил МБР не в тестовом режиме, а по нормальной боевой траектории, то ракета могла бы поразить цель в любой точке континентальной части Соединенных Штатов и даже некоторых островов Карибского моря – пролететь 13 тыс. км. Теперь КНДР представляет еще большую угрозу, наращивая темп подготовки ракеты с ядерной боеголовкой.

Из сообщения Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) стало известно, что, во-первых, запущенная во вторник ракета – это «Хвасон-15», способная нести ядерную боеголовку. Во-вторых, государственные СМИ КНДР подтвердили, что «Хвасон-15» может поразить всю материковую Америку. В-третьих, подчеркнули, что приказ отдавал лично Ким Чен Ын (а кто еще, собственно?). И в-четвертых, Пхеньян заявил, что страна «реализовала великую историческую задачу, завершив создание государственных ядерных сил».

Ядерная угроза очерчена. Сам пуск можно воспринимать как ответ на внесение Северной Кореи Штатами в список стран – спонсоров терроризма, а также на военные учения и наращивание присутствия американских ВМС в регионе. В КНДР при этом называют себя «ответственной ядерной державой» и «миролюбивым государством», что в совокупности с исключительно показательным тестированием «Хвасон-15» допускает предложение Западу сесть за стол переговоров с целью ослабления/отмены санкций. Что устроило бы и Москву, хотя перманентная угроза со стороны Северной Корее даже более выгодна россиянам.

Российский фактор

В очередной раз просматривается определенная синхронность в действиях между россиянами и КНДР. Буквально накануне, 27 ноября, замглавы МИД РФ Игорь Моргулов на полях Азиатской конференции дискуссионного клуба «Валдай» в Сеуле заявил, что Москва предложила Вашингтону дорожную карту по КНДР, одним из пунктов которой является прямой диалог. С подачи Моргулова, Россия вообще якобы сдерживает Северную Корею, но США «пытаются дестабилизировать ситуацию, устраивая учения с Южной Кореей». Потому, как утверждает заместитель Лаврова, «существует апокалиптический вариант развития событий в этом регионе». «Очень надеюсь, что хватит здравого смысла у регионального сообщества, чтобы этот негативный сценарий не реализовался», – добавил он.

Как только Москва озвучила свой пессимистический прогноз, Ким занялся его реализацией. Чего в России явно ожидали, поскольку очень быстро после запуска МБР появились развернутые, прописанные комментарии говорящих голов из России. Небезызвестный первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич отметил, что пуск – попытка проследить реакцию Вашингтона, у которого, как надеется российский сенатор, «достаточно мудрости, чтобы воздержаться от каких-то ответных действий». «Мир сегодня достаточно хрупок, чтобы испытывать его на прочность. Россия готова дать резкий отпор по всем линиям, в том числе через институты ООН, любым попыткам осложнить ситуацию в мире, от кого бы они ни исходили. Делегация российского парламента, находящаяся сейчас в КНДР, еще раз это подтвердила», – сказал Клинцевич.

В унисон с сенатором запел и Казбек Тайсаев, глава делегация Госдумы по линии «группы Дружбы» с парламентом КНДР: «Стоит признать, что и Вашингтон, и Сеул неоднократно провоцировали руководство Северной Кореи как своей риторикой, так и проведением военных учений в непосредственной близости от границ КНДР». «Россия не может оставаться в стороне, так как все это происходит вблизи наших границ», – добавил Тайсаев. Очевидно, что Россия будет вновь выводить тему с КНДР на первый план и держаться в стороне не планирует, так как фактически заняла место арбитра. Китай подвинули. И со стороны Москвы следует ожидать масштабной медийной кампании, в которой, конечно же, найдется место истории с двигателями «Южмаша» в северокорейских ракетах. Тем более что факт налицо: Пхеньян действительно совершил технический прорыв и вероятность того, что это случилось без помощи извне, исчезающе мала. Россия является наиболее вероятным источником как технологий, так и готовых конструкций, но Москва все еще старается перевести стрелки.

Дилемма

Вашингтон игнорировать угрозу не может. Дональд Трамп во вторник созвал пресс-конференцию с парторганизатором республиканцев, сенатором Митчем Макконнеллом и спикером Палаты представителей Полом Районом, чтобы потолковать о налогах. Но также с серьезным лицом комментировал действия Пхеньяна. «Этот ракетный запуск не изменит нашего подхода к проблеме КНДР. Мы позаботимся об этом, с этой ситуацией мы справимся», – заявил президент США.

Вопрос в том, как в Белом доме и Пентагоне будут с этой ситуацией справляться. Пока видятся два варианта ответных действий, причем оба плохи. Первый: аналогичная иранской политика Соединенных Штатов. То есть санкции, умеренное политическое давление, но без эскалации, продажа Южной Корее атомных подводных лодок, укрепление ракетного щита Аляски и Калифорнии. И прямые переговоры. Проблема, однако, в том, что после столь ярких и жестких демаршей Трампа подобное отступление в глазах его электората будет выглядеть капитуляцией, а в глазах иностранных игроков – проявлением слабости нынешней администрации США со всеми вытекающими последствиями: раскачиванием союзнических отношений с друзьями и более наглым поведением недругов. В этих условиях нужен решительный позитивный сигнал, и начало войны таковым определенно не является.

Между тем второй вариант – именно силовой.

С военной операцией все сложно однозначно. Есть ряд проблем. Во-первых, это Россия и Китай. Обе страны имеют общие границы в КНДР и интересы на полуострове. Поднебесная встала на сторону Запада, подключается к санкциям. А вот РФ уже словами Клинцевича и Тайсаева дала понять, что будет противодействовать любым попыткам наказать Пхеньян. Такая позиция создает сложности для моделирования ситуаций, в том числе проработки технической стороны операции. Как и пробелы в знаниях о внутриполитической и социальной ситуации в самой закрытой стране мира. Дефицит информации мешает и планам покушения на Кима, причем не столько собственно им, сколько прогнозированию дальнейшего развития ситуации. Что произойдет, если Кима не станет, предсказать невозможно.

Те, кто бежит из Северной Кореи, не самые надежные источники информации. Как в силу малой информированности, так и в силу склонности к экстраполяциям. Беженец в силу ряда причин не может предоставить объективную оценку. Да, недовольных в КНДР может быть очень даже немало. Но какой это процент, сколько людей готовы открыто поддержать реконструкцию государства после устранения Кима, кто запуган и будет отсиживаться в своих каморках, неизвестно. Следовательно, в Вашингтоне многих военных, чиновников, аналитиков ожидают бессонные ночи, чтобы понять, как лучше всего отреагировать на новую провокацию Северной Кореи, ну, и Кремля.



Поділіться цим