14 мая состоялась пресс-конференция Петра Порошенко, которая откладывалась с декабря прошлого года. Президент отвечал на вопросы СМИ более двух часов. О чем умолчал Порошенко и почему предоставление Украине безвизового режима с ЕС, которое преподносится как большая победа власти, может стать для нее угрозой, «Апострофу» рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк.
У президента Петра Порошенко не было достижений, с которыми можно было выходить к народу, но накопилось очень много негатива. Сейчас есть решение по безвизу c ЕС, прошло Евровидение, МВФ выделил транш. Такие токсичные лица, как глава НБУ Валерия Гонтарева, стали уходить в отставку. Есть полупобеды в борьбе с коррупцией — громкие задержания. Поэтому с пресс-конференцией тянули до тех пор, пока не были уверены в том, что решение по безвизу уже принято.
Безвиз может стать основой для будущей избирательной кампании Петра Порошенко. Хотя решение о том, что он будет выдвигаться на второй срок, пока не артикулировано. Но это связано с тем, что власть пытается минимизировать отрицательный эффект от такого заявления. Фактически же предвыборная кампания президента уже идет, и Порошенко пытается выполнять то, что декларировал в своей программе. И безвиз — это одно из его ключевых обещаний.
Предыдущую кампанию он выиграл благодаря обещаниям установить мир на Донбассе, урегулировать конфликт. Но в этом направлении нет никакого прогресса. Поэтому на пресс-конференции не прозвучали ответы на три главных для страны вопроса: когда закончится война на Донбассе, когда будет возвращен контроль над Донбассом, какие предлагаются модальности переговоров по возврату оккупированного Крыма.
Исходя из такой позиции президента, можно говорить о том, что конфликт на Донбассе будет оставаться в замороженном состоянии. Произойдет разрыв и отторжение территорий, вплоть до окончательной потери этого региона Киевом. Не исключено, что власть предпримет действия, направленные на дальнейшее отторжение Донбасса. Например, можно лишить гражданства тех, у кого есть «паспорта» «ДНР» и «ЛНР». Существует много различных решений, которые можно использовать для усложнения отношений и дальнейшего разрыва былых связей. Тут все зависит от механизма их реализации.
Если оценивать позиции Порошенко и риски, которые могут возникнуть для него, то ему стоит опасаться за свое политическое будущее. Поскольку есть много недовольных политиков и крупных бизнесменов, но они пока не вошли в активную фазу противостояния. Если же начнется открытая политическая борьба, которая покажет, что президент не имеет явного преимущества, то они могут подумать над этим. Не стоит сбрасывать со счетов позицию крупных игроков и бенефициаров, тяготеющих к тому, чтобы ликвидировать институт президента. Он может быть последним президентом, а потом будет парламентская республика. Поэтому для Порошенко существует достаточно много рисков, и у него практически нет запасных вариантов.
О внешней политике на пресс-конференции мало говорили по той причине, что явные успехи в этом направлении отсутствуют. Все, что касается внешней политики, связано с Минскими соглашениями, но там продвижения нет. Единственное, что есть во внешней политике, — сигнал президента США Дональда Трампа Украине и России: давайте, договаривайтесь о мире. Что касается отношений между Украиной и США, то пока в администрации Трампа нет окончательной модели будущих отношений между странами.
Такой важный внешнеполитический успех, как предоставление безвизового режима, при более детальном рассмотрении является серьезным фактором риска для власти. Сейчас начинает действовать режим мониторинга по выполнению Украиной обязательств. Этот процесс содержит в себе много раздражителей и угроз для власти — в любой момент ЕС может приостановить действие безвизового режима. Это, в свою очередь, спровоцирует протесты и требования досрочных выборов.
Ситуацией могут воспользоваться еврооптимисты-антикоррупционеры и ряд оппозиционных партий. Основной месседж будет звучать так: мы заплатили очень большую цену за безвиз, а власть его упустила, давайте выбирать новую власть. К протестам открыто могут подключиться общественный сектор и активный бизнес. Олигархи и бенефициары будут оказывать скрытую поддержку, используя протесты в собственных интересах.
В целом же приостановка действия безвизового режима со стороны ЕС может привести к реализации любого из трех сценариев.
Первый сценарий. Упомянутая выше мобилизация нового Майдана под руководством новых лиц-политиков при поддержке олигархов.
Второй сценарий. Эрдоганизация Украины. Власть для усмирения протестных настроений попытается реализовать ограничение демократических свобод по сценарию, реализованному президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Третий сценарий. Военное положение, ограничение свобод и прав граждан, расширение полномочий силовых структур, возможная активизация боевых действий на Востоке Украины.
Реакция Порошенко на вопросы по резонансным убийствам говорит о том, что власть не готова расследовать такие преступления. Это может быть связано с тем, что версия журналистов о причастности силовых структур к убийству Павла Шеремета может быть правдива, или отсутствием политической воли это все расследовать. Затягивание расследования необходимо для того, что поддерживать постоянную атмосферу стресса и страха. Таким образом можно оказывать давление на журналистов, общественников, антикоррупционных активистов. «Дело Шеремета» может стать тем фактором, который будет постоянно напоминать о существовании неких негласных границ, которые не следует пересекать. Если в 2000-х эту функцию выполняло «дело Гонгдазе», то сейчас сдерживающим фактором могут стать дела Павла Шеремета или Олеся Бузины.
Если раньше мы все жили в безопасности, а активная общественная позиция только гарантировала более высокий уровень безопасности, то сейчас наоборот — приходится задумываться, стоит ли занимать активную общественную позицию.