Цены на отдельные продукты питания на полках украинских магазинов многих шокируют. «Ну, чего им расти, когда зерна в стране достаточно?», – удивляется простой люд. Ведь несмотря на неблагоприятные погодные условия весной и летом этого года, урожай-2017 ожидается довольно неплохой – уровне 55-58 млн тонн. Украине для собственных нужд достаточно 15-18 млн тонн. Так почему же растут цены на внутреннем рынке? Объяснение простое – именно так совпало, что на внешних рынках они тоже растут, пишет Оксана Полищук для Укринформа.
У многих мировых поставщиков в этом году возникли те или иные проблемы с агропроизводством. Например, из-за самой продолжительной за два десятка лет засухи и пожаров в Европе сборы сельскохозяйственной продукции там сократились на 60-70%. Поэтому для Украины наступил звездный час. Плевать, что внутри страны продукты дорожают, не отказываться же из-за этого от места на мировом «базаре»!
Украина, спасай от голода!
Ввиду значительного спроса на международных рынках, украинское зерно, масло, курятина, яйца, сахар и другое отечественное продовольствие массово «поплыло» туда, где расплачиваются валютой. За девять месяцев т.г. Украина уже экспортировала сельхозпродукции в Европу, Азию и Африку на $13,07 млрд, что на 24% больше чем за аналогичный период прошлого года. Помогли несколько факторов. Основной – это увеличение Евросоюзом для Украины квот на беспошлинную продажу сельскохозяйственных продуктов: по некоторым категориям до 50%. В Европе уже несколько лет подряд неурожаи, и сейчас Украина, по сути, получила от нее карт-бланш, поскольку не создает ее аграриям конкуренции (вероятно, что когда неурожаи в Европе пройдут, Украина опять превратится из спасительницы в конкурента, и европолитика скорее всего изменится. – Авт).
Украинской продукцией заинтересовались в Азии и Африке. Добавьте еще «аппетиты» Саудовской Аравии, с королем которой в ходе визита Петр Порошенко подписал ряд соглашений о поставках саудовцам украинской сельхозпродукции (прикормленные украинскими продуктами нефтяные шейхи, считайте, верные партнеры в борьбе со страной-бензоколонкой). В ближайшее время, надеемся, заработает новый «Шелковый путь» из Китая через Украину в страны Восточной Европы. Китайцы повезут через украинскую территорию свои изделия европейцам, а украинцы тем же путем, судя по заявлениям, будут поставлять в Китай продукты питания. Полуторамиллиардной стране, на минуточку.
На самом деле рост агроэкспорта – повод для глубоких макроэкономических размышлений. Рост объемов поставок, это, конечно, хорошо – живая копейка в валютных резервах, да еще и заработанная продажей продукта реального производства, а не банально «выкопанная» из земли. Но нельзя же все бездумно продать за соблазнительную валюту. Может так случиться, что продукты не просто подорожают (это полбеды), они просто исчезнут с прилавков. И такие примеры есть.
А сами что будем есть и пить?
Рассказывают, что в той же Польше где-то в 2008 году произошла неприятная история: немецкие фермеры учинили забастовку, чтобы им повысили закупочные цены на молоко, а польские — воспользовались случаем и начали заливать Германию своим молоком, более дешевым. И вдруг оказалось, что на внутреннем рынке Польше молоко стало дефицитом. Тогда полякам пришлось покупать немецкое молоко, но уже по немецкой цене.
Вряд ли в Украине дойдет до такого сценария, но существенные колебания цен, которые мы сегодня наблюдаем на отечественных рынках, откровенно раздражают. Яркий пример — рынок яиц. Эксперты уверены, что подорожание яиц, которые существенно прибавили в цене в течение 2017 года, продлится вплоть до следующей весны. Этого мнения придерживается директор ассоциации «Союз птицеводов Украины» Сергей Карпенко. Большинство экспертов прогнозирует, что в ближайшее время яйца в Украине подорожают еще на 7-8%. В первую очередь, из-за высокого спроса на украинскую продукцию на внешних рынках. За семь месяцев 2017 года украинские производители на 38% нарастили экспорт куриных яиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, в Польшу, где неожиданно образовался дефицит популярного продукта (после общеевропейского скандала с попаданием в яйца ядовитого вещества финопронила. — Авт.). Наши производители стараются использовать удачный момент и везут яйца за границу, оставляя местный рынок полупустым. При этом недостатке предложения, соответственно, растут цены на яйца и в украинских магазинах.
Аналогично реагирует отечественный рынке муки и круп. «В 2016 году, когда в Украине был собран рекордный урожай, цены на хлебобулочные изделия и кондитерскую продукцию все равно повысились по сравнению с 2015-м на 5-10%. А что уж говорить о существенно более низком урожае этого года? Учтите еще такой фактор: если в этом году на фоне низкого урожая и высоких цен на зерно, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, наши зернотрейдеры массово будут вывозить сырье за границу, то на рынке неизбежно сформируются очень высокие цены на муку, крупы, кондитерские изделия», – отмечает директор Винницкой Ассоциации кондитеров Виталий Брунс. Специалисты прогнозируют, что цены на муку могут подскочить с 6700 грн за тонну высшего сорта в январе 2018-го до 7800 грн в декабре.
В условиях открытого внешнего рынка и существенной монополизации внутреннего подобные ценовые колебания неизбежны. Решить их одними административными методами (квотами, ограничениями), не конфликтуя при этом с международным сообществом и собственным бизнесом, нереально. Теоретически, в случае продовольственного кризиса, государство должно вмешаться, но его главная задача — не допустить подобного сценария.
Даешь мясо! Много и разного
Как ни странно, рецепт один: больше работать и больше производить/зарабатывать. Сейчас мы едва ли не единственная страна в Европе, которая способна удвоить объемы агропроизводства. При наличии денег на развитие (капельное орошение, использование IT-технологий для контроля роста и потребности в удобрениях, другие агротехнологии) урожайность открытого грунта можно поднять в полтора-два раза – с нынешних 40 ц/га для зерновых. Но это лишь при условии сформированности национального земельного рынка. Сегодня в условиях финансового и регуляторного протекционизма для крупных холдингов, с имеющимся грубым нарушением необходимых севооборотов почв, повышение средней урожайности за счет интенсивного развития технологий маловероятно. Так же в условиях монополизма в отрасль не придет «средний» капитал, который в состоянии обеспечить внутренний рынок продовольственных товаров и сбалансировать предложение на внутреннем рынке. Мелких аграриев и переработчиков, к сожалению, откровенно выталкивают с рынка.
А те налоги с доходов, которые получают экспортеры при хорошей мировой конъюнктуре, очень часто не доходят до бюджета в полном объеме. Да, они обеспечивают приток валюты в страну, и, соответственно, способствуют макроэкономической стабильности. Однако при росте внутренних цен растет и инфляция, которая эту стабильность подтачивает.
Президент «Центра рыночных реформ, экономист Владимир Лановой , комментируя ситуацию, отметил: «У нас нехватка мяса. Почему? Потому что все зерно вывозится за границу, и в стране возник дефицит. Эти олигархические холдинги работают только на валюту, для чего им продавать товар внутри Украины? Производство увеличилось, но его продают, в основном, за границу, внутри страны поставка мяса не увеличивается – это целенаправленно, чтобы держать цены. У нас был такой период, когда выросло производство курятины, и упали цены. Монополисты держат цены. Это «Гаврилівські курчата», «Наша ряба», «Мироновский хлебопродукт». Крупнейшие птицефабрики в Европе – это в Украине. Почему? Потому что, чем больше фабрика, тем дешевле мясо. Но они не хотят увеличивать поставки на внутренний рынок. Возможно, курятины не хватает, но конкуренты с говядиной, бараниной, крольчатиной, рыбой должны были бы выйти, однако фермеры, которые их выращивают, не получают денег, с ними борются, у них отбирают земли, им не дают кредиты, дотации».
Впрочем, бояться, что страна распродаст стратегические запасы зерна, не стоит. Ни один фермер не опустошит свои закрома просто так — по низкой цене, он дождется ее пика под весну. И ни один адекватный политик не осмелится вызвать продовольственный кризис.
Наша Рада