«Суд обязал Арсена Авакова возбудить дело против Петра Порошенко о незаконном лишении гражданства Михеила Саакашвили». Такое громкое заявление на днях сделал беглый экс-замгенпрокурора Украины Ренат Кузьмин. Чиновник времен Виктора Пшонки уверяет, что теперь украинским правоохранителям, которые всячески открещивались от разбора перипетий с гражданством Михо, придется расследовать всю «преступную» цепочку, начиная от «незаконного» предоставления президентом украинского паспорта Саакашвили и заканчивая таким же «незаконным», по мнению Кузьмина, его изъятием. В перспективах расследования и том, как на его фоне могут развиваться конфликты президента и главы МВД, пишет Артур Гор для Апострофа.
Коллекционер дел
В подтверждение своих слов Ренат Кузьмин опубликовал копию постановления Печерского райсуда столицы. В документе говорится о том, что Печерское управление Нацполиции должно внести в ЕРДР заявление Кузьмина о совершении уголовного правонарушения «по факту незаконного предоставления и последующего лишения Саакашвили украинского гражданства».
По словам экс-чиновника, в июле он обращался в ГПУ с тем же требованием, «расследовать аферу с гражданством Саакашвили», однако там его отфутболили, передав заявление в полицию, где оно и зависло. После решения суда полицейским все же придется взяться за это дело.
Но будет ли в таком расследовании правовой смысл и действительно ли оно заденет Петра Порошенко или хотя бы интересы президента, как на это надеется сам Кузьмин? Во-первых, расследование «аферы с гражданством» находится не совсем в компетенции Нацполиции.
«Следует различать служебные преступления. Та же подделка документов должностными лицами – статья 366 УК Украины, – поясняет юрист Иван Либерман. – А есть подделка документов физлицами. Когда физлицо подделывает документы, это квалифицируется по 358 статье УК «Подделка документов». В этом случае самого Саакашвили можно привлечь к ответственности за то, что он, возможно, где-то что-то подделал, например, подал недостоверные ведомости, это ведь тоже подделка документов. А если уже должностные лица ненадлежащим образом проверили документы или сделали что-то по звонку сверху, то это служебная небрежность или служебная подделка, либо и то и другое вместе. Преступления в сфере служебной небрежности и подделки расследует прокуратура, а преступления в сфере подделки документов физлицом расследует полиция».
Соответственно, расследование Нацполиции максимум сможет доказать вину Саакашвили в подделке документов, да и то – если такое расследование действительно будет проведено. Значит, заниматься поиском доказательств против должностных лиц, выяснять, были ли звонки сверху и настойчивые просьбы из Администрации президента, копы не станут, так как это не их компетенция. Но не станут ли?
Если проследить за правовой активностью Кузьмина после Майдана, можно увидеть, что экс-замгенпрокурора с завидной регулярностью забрасывает столичные суды требованиями о возбуждении уголовных дел против представителей действующей власти и жалобами на бездействие правоохранителей.
«Согласно УПК, у нас абсолютно любое заявление с минимальными признаками правонарушения, даже заявление, где заявитель сам считает, что есть факт преступления, вносится в ЕРДР. Если не по воле следователя, то по решению суда, – поясняет юрист, эксперт Украинского института будущего Денис Монастырский. – Судебная практика тут практически едина: если истцом оспариваются действия правоохранителей по внесению дела в реестр, то оно вносится судом в ЕРДР».
Например, с подачи Кузьмина суды возбуждали дела «о назначении Луценко генпрокурором за взятку в несколько миллионов долларов» и «вмешательстве Украины в американские выборы» (привет из Москвы). Такому упорству беглого чиновника можно лишь позавидовать, ведь и сам он не верит, что открытые по его заявлениям дела реально будут расследованы. Но, если активность Кузьмина вдруг совпадет с позицией оппонентов Порошенко, то почему бы им не воспользоваться таким подарком?
Кто кого расследует
О конфликте президента Петра Порошенко с главой МВД Арсеном Аваковым в политических кругах говорят уже давно.
«По большому счету между ними заключен негласный союз до следующих президентских выборов. Они терпят друг друга, иногда с переменным успехом, но никто из них не хочет, чтобы на следующих выборах победила Юлия Тимошенко, – говорит источник в окружении министра внутренних дел. – Но ситуативные конфликты между президентом и министром происходят регулярно».
Последний такой ситуативный конфликт произошел на почве протестов Саакашвили и компании под стенами Верховной Рады. По словам политического эксперта Международного центра перспективных исследований Игоря Петренко, Порошенко вызывал Авакова к себе на ковер и был недоволен тем, что силовики допустили установку палаток напротив парламента.
«У них состоялась очень напряженная беседа с использованием разной лексики», – говорит Петренко. Отметим, что ранее такая информация появилась в СМИ.
В таком случае почему бы Авакову не обзавестись лишним аргументом против Порошенко к моменту, когда союзу с президентом придет конец, и реально не провести расследование по заявлению Кузьмина? Тем более что с Саакашвили у главы МВД еще более тяжелые отношения.
Но даже если Аваков и возьмется за расследование дела против Порошенко, вызывать президента на допросы в полицию никто не будет.
«Президент – фигура неприкасаемая, поэтому такое расследование может нанести только политический вред Порошенко. Например, потом можно будет использовать такую риторику, что президент не смотрел на нарушения, подписывая указ о предоставлении гражданства Саакашвили», – добавляет Петренко.
Правда, в перспективе Порошенко все же может быть допрошен, но уже не копами.
«С 20 ноября этого года вступает в силу норма УПК по поводу подследственности Государственного бюро расследований (ГБР), — говорит Денис Монастырский. – Их подследственность как раз и будет по отношению к президенту, министрам, премьер-министру, директору НАБУ и всем остальным должностным лицам высшего звена. То есть все, что касается не коррупционных преступлений, которые ведет НАБУ, а превышения должностных полномочий и власти, идет в подследственность ГБР. Сейчас подобные дела ведет Генпрокуратура, но после 20 ноября это уже не ее полномочия».
Однако вся «прелесть» ситуации в том, что если Аваков решит не раскручивать дело по заявлению Кузьмина и копы сошлются на то, что дела Саакашвили – это не их подследственность, то дело будет передано в ГБР, которого еще не существует.