п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Как Путин до смерти утомил Валдайский форум Трудно даже представить, чему будет посвящен Валдай следующего года и удастся ли пригласить туда хоть одного приличного политика

В свое время «Валдайский дискуссионный клуб» был задуман как элемент купирования внешних негативных оценок процессов перераспределения собственности, развернувшихся в закосневавшей путинской России. За год до первой конференции на осенних берегах озера Валдай в Новгородской области Кремль арестовал Михаила Ходорковского, а путинское окружение начало отжимать корпорацию ЮКОС, пишет Максим Михайленко для Деловой столицы.

В 2004 г. стали сворачиваться и реформы, которые бодро начал Путин (а ведь плоская шкала налогообложения и «равноудаление» олигархов искренне покоряли сердца правых либералов той эпохи – Альфреда Коха, Анатолия Чубайса, Бориса Немцова). Ко второму сроку он избавится и от представителя ельцинской «семьи» во главе правительства – Михаила Касьянова, а в само переизбрание будет организовано без значимых соперников.

Вербовочный инструмент

Но ориентированной на Запад еще со времен морально-материального разложения советской внешней разведки части «кремлинов» не хотелось возвращаться к изоляции. Более того, цены на нефть росли, в Белом доме находился только что поссорившийся с Европой, но все еще не желавший (как по иронии судьбы сегодня Дональд Трамп) порывать с Путиным Джордж Буш-младший, которому понравилось заглядывать в глаза бывшему офицеру КГБ. Да и времена в России все же были не чета нынешним: многополярность слыла популярной идеей в Европе, и сонму советников Владимира Владимировича, убедивших самих себя в том, что он «просто популярный президент», было совсем нетрудно торговать по миру разными «новыми имиджами» РФ, от левого антиглобализма до нового консерватизма.

Однако, как это с завидным постоянством происходит в российской истории ХХІ в., идиллию испортила Украина: к концу 2004 года в Киеве происходит Оранжевая революция, и все более востребованными становятся охранители, а на Западе сыскать таковых (в отличие от нынешней эпохи) – нелегко. Правда, тематика валдайских встреч, преимущественно продиктованная «системными либералами», внешне казалась отвлеченной, и первые годы посвящалась вызовам, с которыми сталкивалась сама Россия.

В практическом же смысле форум играл роль инструмента ненавязчивой вербовки представителей западных элит, главным образом академических и политических, стимулирования симпатии к путинскому Кремлю со стороны действующих и недавних тяжеловесов, в особенности из дипломатической сферы. Сегодня, разумеется, многие из них не любят вспоминать о том, как Путин обводил их вокруг пальца (правда, щедрые приемы не могут не натолкнуть на мысль, что кто-то и сам «обманываться рад»).

Примечательно, что во второй половине 2000-х Путин уже начал обживать Сочи, и «валдайцев» привозили к нему именно туда (как, кстати, и в этом году). Трудно отрицать, что обычно мероприятие хорошо продумано – так, те же Сочи показывали иноземному бомонду с прицелом на Олимпиаду, Казань – в качестве успешного регионального примера и направления для инвестиций, а ускорение роста цен на нефть сопровождалось обсуждением перспектив глобальной энергетики. Еще свежую агрессию против Грузии в 2008 г. (не прошло и двух месяцев) организаторы назвали «мировой геополитической революцией» – предполагалось, что на фоне глобального кризиса именно Россия укажет миру путь в светлое будущее (но слишком уж красноречиво убийственен оказался экономический удар по ней самой). В том же году участников форума принял Рамзан Кадыров и немецкий биограф Путина Александр Рар описал свое восхищение цветущим Грозным.

Бильдерберг по-русски

Правда, отношения РФ и Запада в тематике конференций с этого года становились все более тревожными. В 2009 г., например, – «Назад в будущее», из чего можно заключить, что приход к власти в США Барака Обамы изначально никак не ассоциировался в Москве с «перезагрузкой». Правда, в 2008-2012 гг. Владимир Путин временно переехал в офис премьера, а Дмитрий Медведев усыплял внимание западных гостей колыбельной модернизации и глубокомысленными лозунгами вроде «свобода лучше, чем несвобода». О том, что за ними ничего не стоит, выяснилось лишь в ходе подавления протестов на московской Болотной площади.

Как будто предчувствуя недоброе, в 2011 г. мечтатели о российском «Бильдерберге» собрали своих наивных слушателей в Калуге, подальше от неспокойных столиц. Самым смешным, на фоне нынешних прогнозов государственных ведомств РФ (и крайним проявлением лизоблюдства привыкших к обильному российскому угощению иностранных «светил»), стал прогноз Валдая 2012 г. – мол, через 18 лет РФ догонит по развитию Швейцарию. Впрочем, именно на «Валдае» в год и месяц начала украинской Революции достоинства Владимир Путин впервые начал демонстрировать явные девиации в риторике и политическом поведении. Так, он объявил Запад погрязающим в сатанинской религии, но денег на юбилейное мероприятие не пожалели, и поэтому рассказы о неминуемой кончине Европы в геенне огненной был вынужден выслушивать даже Романо Проди.

Впрочем, вольному воля – можно было бы и не ехать, но до начала российского вторжения в Украину многие представители Запада, закрыв глаза на уже действующий акт Магницкого и растущее количество политзаключенных в самой РФ, размышляли так: почему нет? Тем более что ради олимпийского триумфа Сочи (впоследствии оказавшегося сильно подмоченным в прямом смысле слова) Путин даже выпустил из тюрьмы Михаила Ходорковского. Тогда на Валдае много говорили об очередной оттепели – хотя по адресу Украины из Москвы неслись угрозы одна ужаснее другой.

Осажденная крепость

В 2014 г. «обычный» режим подготовки валдайских сессий «со всхлипом» прервался, форум превратился в типичное «активное мероприятие». Даже «иконам» российского сервильного либерализма вроде Алексея Кудрина, Германа Грефа и Игоря Шувалова пришлось смириться с позиционированием России как «осажденной крепости». Теперь Валдай должен был демонстрировать оскорбленную невинность путинского режима, его уязвление в лучших чувствах: так много «сделав», причем в прямом материальном смысле, для представителей западных элит, Россия дождалась лишь черной неблагодарности в виде санкций и вставших на сторону Украины Европы с Америкой.

Вполне вероятно, что именно в связи с этим как раз три года назад Путин стал охладевать к Валдаю. Поэтому после ликвидации РИА «Новости» форум был окончательно отдан на откуп структурам, ассоциируемым с воспроизводством «шестой колонны» – МГИМО, РАНХиГС, Российскому совету по международным делам, Совету по внешней и оборонной политике, а также Высшей школе экономики. Но это вовсе не означало нового заигрывания с либеральными идеями – Валдай начал превращаться в инструмент жесткой внешней пропаганды и распространения политического влияния.

По крайней мере, такая повестка делается, а освоение бюджета идет бешеными темпами. Мероприятия его теперь разносятся на целый год, причем проходят в таких удаленных от РФ местах, как Шанхай, Джакарта и Сингапур. Обидевшись на Запад, в 2015 г. Кремль посвящает повестку дня форума Азии, а за дискуссионным столом встречаются такие взаимно экзотические личности, как экс-президент Чехии, евроскептик Вацлав Клаус и спикер иранского парламента Али Лариджани. Программу «Валдай» сопрягают с Петербургским международным экономическим форумом, изрядно потускневшим после девальвации рубля и падения нефтяных цен.

В прошлом году тематически «Валдай» был посвящен войне — глобальному конфликту, в котором РФ единственная представляет собой «сияющий град на холме». Это могло бы выглядеть забавно, если бы не эволюция самого Владимира Путина, именно в ходе валдайских мероприятий нередко пробалтывающегося о своих истинных чувствах. Вероятно, это происходит из-за расслабленности, ведь вряд ли кто-то из испытывающих благодарность к организаторам участникам посмеет возразить «хозяину» или не улыбнуться его шутке.

Страхи диктатора

В этот раз, отвечая на вопрос о своем ожидаемом баллотировании на очередной президентский срок, правитель России рассказал гостям довольно странный анекдот о потерявшем все олигархе, которому супруга обещает лишь «любить и ждать». Такая притча проливает свет на страхи стареющего диктатора в преддверии нового ухудшения отношений с Западом. В том, что такое ухудшение неизбежно, уже можно не сомневаться — так, Путин откровенно заявил, что границу России с Украиной на участке ОРДЛО передавать не собирается. Боится, мол, «резни» — повторения сценария Сребреницы (хотя, по-видимому, он имел в виду хорватскую операцию «Олуя»), а это опять некая оговорка по Фрейду, ведь на Донбассе именно россияне выступили в роли боснийских сербов. Символично, что нечто подобное сорвалось с языка Путина в дни, когда подходит к завершению процесс над главным виновником трагедии в Сребренице Ратко Младичем…

Никак не скрасил мрачной атмосферы сочинского Валдая 2017 г. ни престарелый австрийский экс-премьер Вольфганг Шюссель, ни афганский экс-президент Карзай, ни вообще непонятно что забывший в России египетский экс-министр иностранных дел Набиль Фахми. Просто если присутствие Шюсселя еще можно объяснить укрытыми в Австрии капиталами российской криминальной олигархии, то и Карзай, и Фахми – очевидные американские клиенты (не приехали же они приглашать российские войска в Афганистан и Египет).

А вот проходящий рядом в Сочи международный фестиваль молодежи и студентов, начавшийся в Москве парадом, достойным кисти Иеронима Босха, пожалуй что придал конференции даже некий «сатанинский» оттенок. Ведь, устав от перемалывающих одно и тоже «экспертов», которых уже четвертый год показывают по российскому телевизору в режиме «нон-стоп», и стыдливо улыбающихся иностранцев, Путин в характерном плаще сотрудника КГБ из 70-х годов «заглянул на огонек» к молодежи.

Вероятно, идея растлить хотя бы какой-то сегмент молодежных избирателей все еще волнует нового организатора кремлевских электоральных «побед» Сергея Кириенко. Да вот только бывший руководитель «Росатома» с планированием этого фестиваля несколько переборщил (как считают при московском дворе, стилистика Кириенко вызывает раздражение и сарказм у всех трех его формальных и неформальных предшественников – Павловского, Суркова и Володина). Отодвинув от руля даже самых лояльных левых (некоторые из них находятся в украинском розыске за соучастие в преступлениях на Донбассе), Кириенко пригласил на фестиваль немало представителей ультраконсервативных партий мира, чем превратил старинную тусовку борцов с колониализмом в довольно странное зрелище.

Жирную валдайскую точку поставил сам Путин, сказав, что студенты разбираются в глобальных политических вопросах не хуже, чем собранные им на престижный форум эксперты. Этот сомнительный комплимент в очередной раз показал, что вождь полуизолированной страны все время думает о чем-то своем. Даже симпатизирующий Путину как отчасти собственному детищу опальный российский политтехнолог С назвал речь Путина на Валдае – чуть ли не впервые – бледной и уставшей.

Скорее всего, мысли диктатора занимает доклад Конгрессу в отношении российских активов за рубежом, который Белый дом должен представить в феврале. И никакие реверансы перед западными «валдайцами» предотвратить этого уже не могут. А на президентских выборах весной голосовать будет не иранская и не кубинская молодежь, а российская. Чьего доверия Путину, несмотря на маневр с Ксенией Собчак, скорее всего, уже никогда не завоевать.

Поэтому даже трудно представить, чему будет посвящен Валдай следующего года и удастся ли пригласить туда хотя бы одного относительно приличного политика.



Поділіться цим