Будущее Владимира Путина и созданной им системы власти определится в ближайшие несколько месяцев, и зависит оно от действий США, считает российский публицист и политолог Андрей Пионтковский. В интервью Крым.Реалии он рассказал о том, что, по его мнению, ждет путинский режим.
Пионтковский отмечает, что Кремль еще не осознал, как изменилось отношение американского истеблишмента к путинскому режиму.
«Эти изменения повлекла за собой победа Трампа. Раньше люди, понимавшие российскую угрозу, находились в Вашингтоне в явном меньшинстве. Сейчас же противостояние этой угрозе стало мейнстримом американской военно-политической элиты. Именно это было безоговорочно продемонстрировано на конференции по безопасности в Аспене (штат Колорадо) 20-22 июля. Там выступали почти все представители силовых структур США – как предыдущей, так и действующей администраций. Основной тезис докладчиков заключался в том, что Путин ведет против Запада тотальную гибридную войну, и эту реальность необходимо признать как экзистенциальный вызов и нанести Путину поражение», – отмечает аналитик.
По словам Андрея Пионтковского, закон о новых санкциях США против России, подписанный 2 августа, стал выражением этого курса.
«Трамп подписал его крайне неохотно, называл его неконституционным и дал понять, что он будет максимально саботировать этот закон. Однако очевидно, что он уже не может повлиять на американскую политику на российско-украинском направлении. Можно сказать, что сейчас ее определяют не Трамп и Тиллерсон, а генерал Джеймс Мэттис и спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. Их позиция настолько жесткая, что украинское руководство едва поспевает за ними в своих официальных формулировках. Только недавний закон о статусе Донбасса повторяет некоторые формулировки Волкера. Кстати, легендарная некомпетентность Трампа сыграла на руку Украине. Если бы он хоть немного разбирался в людях и проблемах, то никогда бы не назначил Волкера на эту должность», – рассуждает эксперт.
Самым серьезным пунктом нового закона о санкциях Андрей Пионтковский называет секцию №241, которая касается активов Путина и его ближайшего окружения.
«Финансовой разведке США дано 180 дней на выявление этих людей и их активов в Соединенных Штатах. На самом деле, это некая фигура речи. Безусловно, все эти фигуранты и их активы были установлены уже давно, и сейчас остается только применить к ним стандартные американские законы, касающиеся отмывания капиталов, нажитых преступным путем. Национальное бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research) уже дало оценку в 1,2 триллиона долларов, принадлежащих высшему кругу чиновников-бизнесменов, руководителей путинской Дзюдохерии. По сути, закон от 2 августа – это расширение Акта Магнитского на всю российскую политическую верхушку. Более того, как только эти люди будут названы, ситуацию невозможно будет повернуть вспять, потому что закон в отношении них начнет действовать независимо от желания отдельных политиков», – подчеркивает политолог.
Андрей Пионтковский неоднократно отмечает: политическая судьба Владимира Путина зависит от лояльности к нему высшего круга элиты, привыкшей хранить украденные в России деньги на Западе. Именно эта лояльность и пошатнулась в результате принятого Конгрессом закона.
«Президентские выборы, как и любые выборы в России, – это ничего не значащая манипуляция общественным мнением. Настоящие выборы проходят сегодня. 7 октября самые близкие к Путину люди, собравшиеся по случаю его юбилея в узком кругу, обсуждали только одну бумагу – ту самую секцию №241 о персональных санкциях», – предполагает публицист.
Андрей Пионтковский уверен: «золотая сотня» самых богатых чиновников-бизнесменов хочет прежде всего сохранить свой триллион, пойдя ради этого на так называемую «гибридную капитуляцию».
«Пробным шагом в этом направлении стало сделанное Путиным несколько недель назад высказывание о возможности приглашения миротворцев на Донбасс. Однако эта попытка не произвела никакого впечатления, учитывая, что предложенные им условия были неприемлемы ни для Украины, ни для Запада. Впервые за 17 лет у путинского окружения возникли сомнения в способности первого лица выполнять свои функции. Гарантия безопасности на Западе награбленных в России активов – основная функция главаря режима. Поэтому закон 2 августа – это разрушение экономических и политических основ путинской системы», – подчеркивает аналитик.
При этом, по словам Пионтковского, возможная реакция Москвы не исключает и проявлений «гибридной эскалации».
«Повышение ставок – это часть все того же торга с Западом. Нельзя исключать того, что у Путина может начаться истерика, и он может выйти из равновесия. К тому же, в его окружении существуют свои «настоящие буйные», готовые пойти на обострение отношений. Однако по факту, у Путина не осталось никаких хороших карт во внешней политике. При первой же эскалации на украинском направлении Киеву будет передано летальное оборонительное оружие, которое сделает цену любого дальнейшего наступления неприемлемой. Угрозы применения Москвой тактического ядерного оружия – это тоже блеф, который провалился еще в 2015 году, когда, несмотря на все угрозы, НАТО разместило свои войска в странах Балтии на постоянной основе», – напоминает Андрей Пионтковский.
Еще одним фактором, который может повлиять на лояльность российских элит Путину, по мнению политолога, будет «чеченский вопрос».
«Все российские силовики, за исключением генерала Золотова, противостоят Путину по вопросу Чечни и Кадырова. Все они требуют «головы Кадырова», – напоминает он.
По оценке Андрея Пионтковского, вероятно, что имена, внесенные в новый санкционный список, начнут регулярно называть в ближайшее время. И это обострит дискуссии, идущие в Кремле.
«К слову, отдельные олигархи уже приезжают в Вашингтон и пытаются договориться с американскими властями. На этом фоне давление политической верхушки на Путина будет очень сильным», – отмечает аналитик.
При этом Андрей Пионтковский не питает иллюзий по поводу будущего преемника.
«Чаще всего, после падения диктатора к власти приходят такие же мерзавцы, как и он. Однако они вынуждены при этом менять свою политику. Главная задача российских «элит» сегодня – спасение триллиона, что предполагает выстраивание нового формата отношений с Западом. Скорее всего, новая хунта, которая придет к власти в России, предложит своеобразную «сделку»: они полностью уходят с Донбасса, а Запад, в свою очередь, «забывает» на время про Крым без официального признания его аннексии», – предполагает он.
По мнению эксперта, в этом случае велика вероятность и того, что процесс крушения «путинской вертикали», запущенный в момент смены власти, станет необратимым.
«Каждая авторитарная система держится не только на насилии, но и на определенном мифе о героическом вожде. О преемниках Путина – будь то Сергей Иванов или кто-то еще – такого мифа не создано и времени на его создание не будет. К тому же, преемник не сможет остановить уже запущенный процесс конфискации триллиона, который сам по себе разрушает всю созданную систему. Судьба Путина и всей воровской Дзюдохерии в целом сейчас, как никогда, зависит от действий США», – подытожил Андрей Пионтковский.
Ксения Кириллова / Крым.Реалии