За вчерашним знаковым голосованием относительно регламента кроется интересная политическая интрига, в рамках которой между Офисом президента и частью ОПЗЖ, которая ориентируется на Сергея Левочкина, проявились необъявленные широкой общественности договоренности. О том, является ли такая «благотворительная» акция Левочкина разовой, или мы сможем увидеть продолжение партнерства, пишет Depo.ua.
Напомним, 16 апреля состоялось внеочередное заседание Верховной Рады, на котором центральным вопросом рассматривались изменения в регламент ради скорейшего рассмотрения и принятия банковского закона. Этот закон является условием Международного валютного фонда перед выдачей несколькомиллиардного транша кредита Украине, и Офис президента делает все возможное, чтобы выполнить условие МВФ.
Зато этот закон бьет по интересам Игоря Коломойского, поскольку в результате его принятия он потеряет возможность вернуть себе ПриватБанк. Чтобы заблокировать принятие этого закона группа депутатов, которые ориентируются на олигарха, подала несколько тысяч поправок к этому закону. И их поочередное рассмотрение рискует заблокировать как сам проект, так и всю работу Рады на долгий срок.
Чтобы избежать этой преграды, во власти придумали внести определенные изменения в закон о регламенте ВР с тем, чтобы иметь возможность предотвращать «поправочный спам» и таким образом обойти Коломойского. В то же время это лишает фракцию привилегий монобольшинства, ведь несколько десятков депутатов отказываются голосовать против своего патрона, и Зеленскому приходится вступать в ситуативные союзы — как это было в случае с ЕС и Голосом во время протягивания вопроса земли и этого же банковского закона в первом чтении.
Офис президента – За життя
Математический расклад вчерашнего голосования показал, что у монокоалиции не было такой крайней необходимости привлекать в дело ОПЗЖ. Ведь сумма голосов «Слуги народа» (без группы Коломойского) и сателлитов партии власти в «Довире» и среди внефракционных дала результат в 227 голосов. Это на грани, но вполне достаточно. Неожиданно к положительному голосованию подключились и 15 нардепов от ОПЗЖ, которые ориентируются внутри фракции на Сергея Левочкина и Юрия Бойко.
При том, что во время обсуждения проекта эти депутаты активно высказывались против регламентных притеснений. Но во время голосования неожиданно, похоже, для самих себя нажали зеленые кнопки.
Конечно, такой реверанс от Левочкина, который до этого не был замечен в бескорыстии и политическом альтруизме, дал жизнь подозрениям о договоренности между ним и президентом.
Впоследствии отдельные депутаты от ОПЗЖ, которые жали «за», даже прямо начали подтверждать наличие коннекта. Так, член фракции Николай Скорик написал в своем Facebook, что политические договоренности действительно были. Он заметил, что они касались политических вопросов в части прав оппозиции и ряда других.
Кое-кто из наблюдателей предположил, что в основе компромисса лежат скорее деловые, чем сугубо политические условия. И касаются они определенных преференций со стороны власти для бизнеса как лидеров партии, так и их давнего партнера Дмитрия Фирташа, чьи активы в последнее время заметно потрепало.
Также есть версия, что никаких договоренностей вообще достигнуто не было, а голосование части ОПЗЖ – лишь своеобразная авантюра оппозиции с целью компрометации Зеленского. Ведь после такого у других «партнеров» президента по ситуативным голосованиям в лице ЕС и «Голоса» очевидно должны возникнуть вопросы к президенту в разрезе его последовательности.
Разрушение и без того шаткой конструкции «СН – ЕС – Голос» будет на руку ОПЗЖ, поскольку поднимет стоимость их акций и позволит более удачно торговаться при тех или иных голосованиях. В то же время такая версия разбивается об уже упоминавшуюся особенность характера Сергея Левочкина, который не демонстрирует склонности к многоходовкам, требующим пожертвований без очевидных выгод. В то же время такая спецоперация была бы вполне в стиле руководителя другого крыла ОПЗЖ Виктора Медведчука…
Порошенко – против
Еще одним удивительным аспектом вчерашнего парламентского дня стало неголосование за изменение регламента депутатами Европейской солидарности и Голоса, поскольку они прямо заинтересованы в скорейшем принятии банковского закона. Формально они объяснили свое неучастие тем, что спикер Разумков отказался добавить в проект норму об ограниченности во времени действия спецрежима рассмотрения законопроектов. А представитель Голоса Сергей Рахманин по этому поводу даже записал оправдательное видео, на котором дал пространное объяснение с метафорическим сравнением спецрежима регламента с медицинской маской.
Но, похоже, что лидерам ЕС и Голоса просто не удалось выторговать у Зеленского какие-то преференции – то ли в виде иммунитета от уголовных преследований (что является актуальным для экс-президента), то ли в виде должностей в исполнительной власти (к чему давно стремится партия Вакарчука).
Смахивает на то, что когда Зеленский изучал предложения, которые поступили с одной стороны от ЕС и Голоса и с другой – от ОПЗЖ, он акцептовал на том из них, которое показалось ему менее затратным. Ну а другим контрагентам пришлось зафиксировать поражение по причине банальной несоизмеримости своих прихотей с предоставляемыми услугами.
Но решающим аспектом станет все же голосование за «антиколомойский» закон, который обе политсилы должны поддержать.
Антон Коломойцев / Depo.ua