Пока мы не имеем всех вводных, но по определенным маркерам уже можно делать первоначальный анализ.
1. Контракт подписан ровно до конца правления Зеленского. Конечно, это может быть и совпадение, но…
2. Транзит в 40 млрд – это практически нулевая рентабельность ГТС. Мы не имеем пока тарифов, но, в целом, это абсолютный минимум, который позволит «Трансгазу» балансировать в районе нуля. За пару лет, нам предложат продать газохранилища (хотя может и раньше).
3. Россия согласилась отдать $3 млрд. Мы еще не понимаем, как будут отдаваться эти деньги (газом, деньгами, за сколько лет), но мы должны помнить – это деньги «Нафтогаза». После всех отчислений, НАК может теоретически получить $2,6 млрд. И в госбюджет, как максимум, может попасть 90 процентов от этой суммы. Мы, по сути, согласились на прокачку меньшего количества газа в обмен на то, что мы и так уже выиграли и могли забирать у «Газпрома».
4. Мы взаимно отказываемся от исков (теряем потенциальных $12 млрд). Но пока не понятно, отказалась ли РФ от иска по трем миллиардам Януковича. Если этот спор выведен за скобки – значит мы сами себя намахали.
5. Нас уверяют, что прямых поставок из РФ не будет. Точнее «Нафтогаз» не будет делать этих поставок. Зато, с большой долей вероятности, мы можем говорить, что рынок будет поделен между несколькими «РосУкрЭнерго-2». Или, если выражаться проще: у нас появится парочка новых миллиардеров.
6. Теперь интересно посмотреть, как Зеленский снизит тарифы вдвое (это его прямое обещание и здесь, как с зарплатой учителям увиливать не удастся).
7. И самое главное. Мы ничего не слышим о собственной добыче. Она не выгодна россиянам и мы ее, к сожалению, теряем. Министр энергетики, руководство НАК, президент об этом не говорят. Это не в приоритете.
Мы уже проходили несколько раз подобные моменты. Следующим шагом после таких контрактов всегда идет откат в атомной энергетике, когда мы сворачиваем программу с американцами и переходим к российскому ТВЭЛу. Я с нетерпением жду, когда нам через несколько месяцев расскажут о возобновлении работы российско-казахско-украинского предприятия по производству ядерного топлива. Это такая национальная забава – делать однотипные глупости.
Вадим Денисенко / Facebook