Верующие УПЦ МП собираются под Офис президента на акцию протеста – вернее, в данном случае это называется «молитвенное стояние» – против сразу целого списка президентских инициатив: проекта «Страна в смартфоне», переписи населения и отмены моратория на продажу земли.
Как видите, требования и статьи недовольства православного люда президентом Зеленским становятся разнообразнее. В прошлый раз (в июле) протестовали только «по профилю» – против создания Государственной службы этнополитики и свободы совести при реорганизованном Министерстве культуры. А точнее, против религиозного департамента – в данный момент это департамент Минкульта по делам национальностей и религий, в котором, по глубокому убеждению верующих, заседают «враги народа».
Но вот программа православного протеста становится насыщеннее и разнообразнее. Хоть и не скажу, что оригинальнее. Согласно информации, распространяющейся в православных пабликах, «Страна в смартфоне» приведет к присвоению каждому гражданину с самого рождения индивидуального номера. Что же до переписи, то тут все еще страшнее: в опроснике 30 вопросов, что равно количеству сребреников, полученных Иудой за предательство Христа.
Искать суть и смысл в содержании требований протестантов — задача не для журналиста, а для специалистов в других областях. Возможно, это и вовсе бессмысленная задача. И в этот раз, если бы речь шла только о «Стране в смартфоне» и нежелании «переписываться», отвечая на 30 вопросов, можно было бы пожать плечами и пройтись по мракобесию. Но вот что цепляет взгляд: в список протестных вопросов попал мораторий на землю. Не скажу, что церкви этот вопрос совсем неинтересен, – есть и у некоторых церковных хозяйств вполне определенный земельный интерес. Не говоря уже о том, что есть у церкви спонсоры с земельными интересами. Но, во-первых, как-то все в кучку – и смартфон, и перепись, и мораторий на землю, и мировая закулиса. А во-вторых, еще более странно то, что совсем недавно земельный вопрос вот так же паровозиком подцепился к протесту на Майдане против капитуляции. Противники снятия моратория, очевидно, используют все протестные ресурсы, чтобы давить на власть.
А среди протестных ресурсов православные активисты и их отважные babushkas – далеко не последний. Собрать таких протестующих совсем не трудно – надо только знать, как и где. «Бабушки по вызову» создадут массовку буквально по любому поводу. Против Супрун и вакцинации, против ИНН и переписи населения, против «Страны в смартфоне» и снятия моратория на продажу земли. Собирать людей на массовки, в том числе политические – распространенный бизнес. А православные – одна из самых удобных «групп протеста». Достаточно сформулировать повестку дня близко к их интересам, используя слова-пароли: гендер, например, или ИНН, аборт, глобализация, Антихрист, Апокалипсис, Зверь и т. п. Распространить ее в околоцерковных пабликах и, по возможности, в приходах, после чего организовать доставку желающих «постоять за веру».
«Бабушки по вызову» – это, конечно, не только бабушки-старушки, но преимущественно, увы, женщины разных возрастов, часто с детьми, в подавляющем большинстве – завезенные из регионов. Часто усталые и оттого раздраженные, что легко спутать с агрессивностью или даже фанатизмом, часто прошедшие предварительную накачку и оттого говорящие чужими словами. Тем не менее они искренне вдохновлены тем, что причастны к какому-то общему делу, и можно только пожалеть, что не нашлось для них другого общего дела, действительно полезного, или доходного, или просто красивого.
Для них это уже стало обычным делом: в регионах в приходах уже привыкли к тому, что периодически «по зову церкви» нужно ехать в Киев – на стояние, на крестный ход. И относятся к этому отчасти как к своему православному долгу, отчасти как к бесплатной прогулке, не лишенной драйва, а может, даже как к паломничеству по святым киевским местам.
Эту моду на «молитвенную демонстрацию» ввела Киевская митрополия под руководством митрополита Онуфрия. Именно последние пять лет крестные ходы как демонстрация массовости, а значит, силы и влияния церкви стали обычным делом. Прихожане привыкли к тому, что периодически в приходах собирают народ и что ехать надо – и готовы ехать, когда объявляют очередную мобилизацию. Не сильно вникая в то, от кого исходит инициатива и какова повестка протестного дня.
Поэтому отчасти смешно и отчасти грустно выглядят попытки протоиерея Николая Данилевича, официального спикера Киевской митрополии УПЦ МП, откреститься от нынешнего события. «Это не мы!» – заявляет он в своем аккаунте. Митрополит Онуфрий никого не благословлял. Митрополиты Одесский, Днепровский и Почаевский настоятель, которые указываются организаторами как источники «благословения на стояние», были опрошены и уверили митрополию, что они тоже никакого отношения к этому не имеют. Но подобное использование человеческого ресурса в церкви начали не эйчары, на поездки ради «стояний» своих верных подсадила именно Киевская митрополия. И верные уже не слишком вчитываются в аккаунт о. Николая: ехать – значит ехать. Да и автобусы уже поданы.
Я готова поверить о. Николаю в том, что «их там нет» – в этот раз. У Киевской митрополии других забот полон рот – ей не до «Страны в смартфоне». Да и будем честны: у Киевской митрополии есть налоговый номер как у юридического лица. И у каждого прихода он есть. И у каждого епархиального управления. Мракобесный страх верующих перед ИНН – технология, которую культивировали и продолжают культивировать как раз для того, чтобы легко вызывать нужные эмоции, собирать вот такие протесты и «раскачивать лодку».
Нынешняя акция против инициатив Зеленского действительно может не иметь ничего общего с Киевской митрополией – ни официально, ни неофициально. Она может даже показаться митрополии возмутительной: только «официальная церковь» имеет право собирать своих верных на всякие ходы и стояния. Это ее верные – ей их и использовать. То, что твои технологии и твой человеческий ресурс использует кто-то для достижения своих секулярных целей – продлить мораторий на землю, например, – конечно, возмутительно. В конце концов, если им так уж нужно организовать протест – обратились бы прямо в Киевскую митрополию, получили бы благословение. Всегда же можно договориться – так, чтобы ко взаимной выгоде.
Но если Киевская митрополия и другие митрополиты УПЦ МП действительно не имеют к акции никакого отношения и нынешний «православный протест» – дело рук каких-то активистов, которые могут себе позволить или не обращать внимания на украинских владык, или пользуются их неофициальным покровительством, мы имеем дело с любопытным кейсом.
Он возвращает нас немного назад во времени – в 1990-е и начало 2000-х. Когда «православные активисты» и «православный протест» действовали не только без благословения Киевской митрополии УПЦ МП, но и против ее воли. Когда он курировался прямо из Москвы, а в Украине пользовался покровительством промосковских владык и использовался владыками для давления на Киевского митрополита. Кстати, любопытная ссылка на митрополита Одесского Агафангела — Одесская митрополия совместно с Донецкой была оплотом оппозиции Киевскому митрополиту. Теперь митрополит Донецкий, по понятным причинам, вне игры, его место занял митрополит Днепровский.
Такого рода «спонтанный» православный протест был настоящей занозой для прежнего митрополита Киевского – Владимира Сабодана. И надоел ему до такой степени, что был принят специальный церковный документ о запрете на «политическое православие», а особо ретивых активистов приструняли и выдавливали из публичной сферы не без помощи силовых ведомств.
Но митрополит Владимир Сабодан с точки зрения Москвы был неблагонадежен. Чего не скажешь о его преемнике. Для чего бы возвращать в украинскую политическую жизнь «православную анархию»? Для чего дискредитировать Киевскую митрополию – в первую очередь, в глазах власти?
Целей может быть несколько. В Москве разочарованы. Всем и всеми – начиная с греков, которые признали ПЦУ, заканчивая президентом Зеленским, который «ничего не делает» (еще вчера это считалось его достоинством). А раз он не хочет помогать прямо, он может помочь косвенно. Его отношения с УПЦ МП станут хуже? Чем хуже – тем лучше. Никто в мире не верит, что УПЦ МП в Украине – гонимая церковь. Может, президент разобидится и скажет что-нибудь «гонительное». Ну, хотя бы в формате «Квартала 95» в сопровождении хора им. Веревки.
Но даже это – не главное. В последнее время у Москвы появилось любимое дело – сеять хаос везде и по любому поводу. Неважно, за что люди выходят, за что стоят, что кричат и что на плакатах пишут – важно, чтобы выходили и стояли. Раскачивали ситуацию. Создавали чувство нестабильности.
Для собирающих «православный протест» – это чистый выигрыш. Удовлетворен непосредственный заказчик протеста. Удовлетворен и главный заказчик – лодка качается, нестабильность нарастает. А Киевская митрополия пускай рассказывает, что «их там нет». Кто им поверит?
Екатерина Щеткина / Деловая столица