понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Пиар, «смотрящие» и темные пятна: Когда в новом Кабмине вспыхнет первый скандал В Украине есть новое правительство. От него ждут быстрых реформ. Однако существует риск, что Кабинет министров Гончарука так и не станет единой командой

Верховная Рада на своем первом заседании проголосовала за состав нового Кабинета Министров во главе с Алексеем Гончаруком. Подавляющее большинство этих перспективных молодых людей с западным образованием не имеют опыта практической управленческой деятельности у себя на Родине. Это, с одной стороны, и хорошо, потому что таким образом новые министры обошли возможность быть задействованными в различных «схемах». Даже нелояльные к новой власти медиа пока не обнародовали существенный компромат на большинство членов нового правительства. Поэтому чиновники будут начинать с чистого листа, а дальше станет видно, останется ли этот лист незагрязненным.

Молодые эффективные… пиарщики?

Часть новоиспеченных министров работали в грантовых организациях и вели проекты, некоторые из которых оказались успешными и помогли проводить реформы в Украине, которые начала предыдущая власть. А в других случаях пар вышел в свисток, потому что там речь шла только о пиаре и красивых диаграммах, которые демонстрировались на круглых столах и пресс-конференциях. Посмотрим, не будут ли пытаться новые лица по инерции переносить эту практику в свою деятельность в новых креслах.

Черта, которая объединяет всех новых министров, – это их явная амбициозность. А она может сублимироваться как в активную работу для достижения конкретных результатов, так и в соревнование за приз «главного реформатора страны».

Еще на этапе обсуждения кандидатур премьера и его подчиненных относительно них звучало определение «правительство технократов». Речь шла о команде, способной отдать предпочтение слаженной и, главное, тихой работе на результат, а не хождению по телеэфирах с рассказами, кто мешает проводить реформы во вверенной отрасли. А после последних назначений можем получить в здании на Грушевского противоположную ситуацию: ситуативное объединение ярких молодых и амбициозных личностей с западным образованием, каждая из которых будет тянуть плуг в соответствии с личным видением и предпочтениями и стремиться записать новую престижную строчку в свое резюме. Речь, конечно, не о всех скопом министрах, но сомнения существуют.

Госсекретари «съедят» министров?

В оценках перспектив правительства Гончарука нельзя обойти еще и факта наличия, пользуясь лексикой криминальных кругов, «смотрящих», которые сформировались вокруг министерств и других ресурсных центральных органов исполнительной власти. При предыдущих президентах отчасти эти функции выполняли государственные секретари, что создавало в отдельных министерствах ситуацию двоевластия.

Напомним, институт госсекретарей впервые ввел в 2001 году своим указом президент Леонид Кучма. Но в 2003-м после появления критики «государева ока» в министерствах, которые часто становились альтернативой министрам, он этот указ отменил. К идее вернулся Виктор Янукович, когда возглавил государство в 2010 году. Он «творчески развил» ее: при нем «смотрящие» контролировали денежные потоки вокруг министерств, ведомств и интересных государственных предприятий. В 2015 году, уже после Революции достоинства, был принят закон «О государственной службе», который формализовал государственных секретарей министерств, которые, по замыслу авторов документа, должны были выполнять роль «носителей институциональной памяти профессионального бюрократического аппарата» в противовес министру и его заместителям как политическим фигурам. Но качественно разделить административные и политические функции не удалось. Как и при Кучме, инициатива провалилась. Однако госсекретари работают в министерствах до сих пор.

И здесь возникает вопрос: какую тактику действий относительно своих фактических конкурентов выберут новые министры. А таких визави у них хватает: речь и о формальных «контролерах» в статусе государственных секретарей, и о «теневых», которые, по данным экспертов, паразитируют по инерции вокруг органов власти как наследство от предыдущих властных команд и «смотрят» за коррупционными потоками. А иногда и в этой сфере на замену старым лицам уже пришли новые…

Этих полукулуарных, но важных фигур новые прогрессивные министры могут или игнорировать, что вряд ли получится, или попробовать подвинуть, или уступить им и согласиться на предложенные правила игры. Последний вариант, конечно, никак не будет способствовать сокращению масштабов коррупции в государственном аппарате, о котором публично говорит Зеленский.

А если руководители министерств начнут зачистку своих структур, то попадут под спланированные и проплаченные информационные атаки. Формируя через купленные СМИ общественное мнение о «неэффективности» новых руководителей, «смотрящие» тем самым будут расшатывать и правительство в целом, так как будут подрывать общественное доверие к нему. Молодые руководители могут не выдержать давления и ринуться в информационную атаку в ответ. И тут возвращаемся к описанной выше угрозе погрязнуть в бесплодных и неэффективных пиар-войнах, которые могут подменить реальную и на самом деле мало интересную рядовой общественности будничную работу.

Темные пятна на светлых фигурах

Каждый новый назначенец, избранный на «кастинге» президентом Зеленским и с готовностью поддержанный «слугами народа» в стенах Верховной Рады, – это не функция, а живой человек. Который имеет за плечами собственную биографию, где при желании можно найти моменты, которые министр предпочел бы не делать достоянием общественности.

Таких моментов явно пока немного в жизнеописании 29-летней Анны Новосад, со вчерашнего дня главы «министерства будущего» – Минобразования. Предыдущие места ее работы связаны с обучением на Западе и работой в этом же министерстве в статусе сначала советника министра, а затем руководителя управления международного сотрудничества и евроинтеграции. Главное предостережение здесь – не сойти с начатого предшественниками пути изменений. Напомним, при министерской каденции Лилии Гриневич Минобразования провело важные реформы. Был принят закон «Об образовании», а закон «Об общем среднем образовании» прошел только первое чтение и «завис» в Раде. Сомнения относительно преемницы развеивает сама Гриневич, которая в «Фейсбуке» написала пост с комплиментами в адрес Новосад. Ее экс-министр называет человеком, который «на протяжении последних лет был неотъемлемой частью команды МОН».

Больше возможностей – а значит и больше рисков – просто сегодня предстанут перед руководителем вновь созданного Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины 35-летним Алексеем Оржелем. В правительство он пришел с должности руководителя сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования (BRDO). Эту организацию, которая создавалась и работает за гранты и имеет задачей содействие реформам, возглавлял Алексей Гончарук, и оттуда в нынешнюю власть пришла с ним целая группа управленцев. Так что руководитель у Оржеля не изменился. Ранее, с 2006 по 2014-й, новый министр трудился в Нацкомиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), но членом комиссии не был. Отвечал за «зеленую» энергетику.

Поговаривают, эта кандидатура возникла и была одобрена в политических «верхах» в последний момент, когда Минэнергоугля и Минэкологии решили объединить в одну структуру. Между строк отметим, что уже само по себе это решение имеет нелогичный вид: на самом деле эти ведомства имеют противоположные задачи, которые побуждают их к естественному антагонизму. Упрощенно говоря, первые делают вклад в загрязнение окружающей среды, а вторые призваны бороться с загрязнителями. В частности, к функциям Минприроды относится предоставление заключений относительно оценки воздействия на окружающую среду. Это обязательное условие предшествует разработке нефте- и газоносных месторождений. Сфера эта регулярно взрывалась коррупционными скандалами. Возможно, совместить несовместимое станет первой задачей нового министра.

Будет предостаточно и других задач, которые не легче. Легенды ходят о коррупциогенности таких подведомственных министерству организаций, как «Укргеонедра» (занимается предоставлением разрешений, контролем за месторождениями и т. д.), о темных местах в работе государственного кадастра и тому подобном. Эти авгиевы конюшни не просто не расчищены – они до самой крыши наполнены известной субстанцией. Главное для министра Оржеля на новой должности – удержаться от соблазнов, ведь энергетика никогда не выходила из поля зрения олигархических группировок, действующих в Украине. Один из активных игроков в этой сфере – Игорь Коломойский, повышение активности которого напрямую связывают с приходом к власти Владимира Зеленского.

Пока все «новые» находились в тени общественного сектора, работали советниками, руководителями проектов, перенимали от западных специалистов теоретические знания в выбранных областях, никому не было дела до их «грязного белья». Но после 29 августа все тайное станет явным, забытое вспомнят. Новые кадры Зе-команды отныне оказались под мощным микроскопом не только общества, но и лиц, которые желают навязать «новым лицам» свою «опеку». И выдержат ли это давление с разных сторон молодые люди, часть которых не может опереться на собственный жизненный опыт отражения таких атак, – вот вопрос. Да, когда-то надо учиться, но экспериментировать все же желательно не на государстве и людях. С другой стороны, избиратели сами наделили нынешнюю власть правом на подобные эксперименты.

Трускавец им поможет

Но как будет делать своих министров единственной командой премьер Алексей Гончарук? Возможно, искать корпоративный дух в проведении деловых игр или мероприятий по тимбилдингу, модных в ближней новым министрам бизнес-среде. Говорят, в похожей ситуации парламентским «слугам народа» помогла трускавецкая водичка. Поэтому, может, следующее заседание правительства будет транслироваться из карпатского курорта?

Если же серьезно, то имеем ситуацию, при которой волей президента и парламента ряд молодых карьеристов (пока что в хорошем смысле этого слова) получили уникальную возможность заявить о себе как о самостоятельных фигурах. Часть из них все же будут играть в команде, а другие отдадут предпочтение индивидуальным действиям, которые нередко будут идти в ущерб общекомандному результату. Уже первые месяцы работы правительства Гончарука покажут, кто там является «рабочей лошадкой», а кто – ярым индивидуалистом, которого уволят с классической формулировкой «за создание собственного политического имиджа».


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим