п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Прозаседавшиеся: Как Зеленский заставил Сытника и Трубу плясать под свою дудку Президент Зеленский «перезапустил» Антикоррупционный совет и дал понять, с какими чиновниками его команда уже сработалась, а кому придется уйти со своего поста

Три года не действовавший Антикоррупционный совет собрался по инициативе президента Зеленского, чтобы разобраться в успехах и провалах борьбы с коррупцией, а на деле – похвалить выразивших лояльность нынешнему президенту руководителей ведомств и прорекламировать их работу.

Прежде чем рассказать о деталях заседания, стоит вспомнить, что собой представляет совет и чем он вообще занимается. Созданный Петром Порошенко осенью 2014 г., этот совещательный орган должен был готовить президенту предложения об антикоррупционной стратегии, анализировать состояние противодействия коррупции и оценивать эффективность реализации антикоррупционных мероприятий.

При Порошенко в состав Нацсовета входило 17 членов, девять из них представляли общественных антикоррупционеров. Кроме того, в совет входили: представитель Всеукраинской ассоциации местного самоуправления, два представителя объединения предпринимателей, представители Совета судей, Кабинета Министров и Верховной Рады. При запланированных шести заседаниях в год совет собрался несколько раз, а затем, как и многие другие полудекоративные собрания при главе государства, впал в «анабиоз».

Вступив в должность, в конце июня Зеленский издал указ, которым значительно обновил состав совета, введя в него дружественных ему общественников и сменив главу структуры. В него вошли – руководители неправительственных организаций «Трансперенси Интернешнл Украина», Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты, общественных организаций «Центр противодействия коррупции» и «Центр политико-правовых реформ», а возглавил совет заместитель руководителя Офиса президента Руслан Рябошапка, сам ранее побывавший членом НАПК. Он сразу же пообещал, что совет будет быстро реагировать на ошибки антикоррупционных институтов и недостатки антикоррупционного законодательства, инициируя нужные решения и координируя соответствующую работу госструктур и неправительственных организаций.

Первое заседание Антикорсовета свидетельствует, что Зеленский решил «творчески переработать» концепцию этого органа, приспособив его сугубо под свои задачи, первая из которых, судя по всему, – создание еще одной пиар-площадки для рекламы «выдающихся» достижений новой команды, на этот раз в борьбе с коррупцией.

Как будто отрежиссированное заранее, заседание напоминало «теплую ванну» для всех руководителей ведомств, борющихся с коррупцией, и для президента, который не скупился на похвалы для них. Похоже, Сытник и Холодницкий прислушались к достаточно прозрачному намеку секретаря СНБО Александра Данилюка, который пригрозил «перезагрузкой» ведомств, если они «быстро не продемонстрируют результаты своей работы», читай – придут к согласию с командой президента.

Судя по заседанию совета, именно так и случилось, а сами главы НАБУ, САП, ГБР и СБУ, слушая похвальбу от президента, не забывали похвалить и друг друга. Даже ставшие непримиримыми врагами глава САП Назар Холодницкий и директор НАБУ Артем Сытник в этот раз открыто не демонстрировали свою вражду. Последний решил рассыпаться в благодарностях и.о. главы СБУ Ивану Баканову, отметив, что отношения между НАБУ и СБУ существенно улучшились, а СБУ начало присылать в НАБУ материалы по топ-коррупционерам, чего при прежней власти, конечно же, не было.

Кроме того, Роман Труба и Артем Сытник воспользовались заседанием, чтобы продвинуть свои «хотелки», касающиеся их ведомств. Так, Труба пожаловался, что ГБР расследует уже 10 тыс. уголовных производств, над которыми работает 285 следователей – по 35 дел на одного, соответственно, штат структуры нужно обязательно увеличить, тем более что закон позволяет нанять 1500 сотрудников в ГБР. Сытник, как всегда посетовал, что ему нужно право на прослушку, о которой детективы до сих пор вынуждены просить СБУ.

В стороне от всеобщего торжества антикоррупции остался только руководитель НАПК Александр Мангул, который вместо себя прислал письмо о том, что прийти не может. Рябошапка отреагировал на это довольно ожидаемо, пообещав, что «через два месяца в НАПК будет новый председатель». Другими словами, у Зеленского с Мангулом не сработались.

Но размолвка с НАПК ничуть не испортила настроение ни Зеленскому, ни присутствующим на заседании, даже наоборот – действуя почти «по заветам Ильича», одни обещали «выполнить и перевыполнить», а другие – помочь всеми доступными средствами. Настоящую же цель собрания, как и смысл существования совета в версии Зеленского, вольно или невольно выразил его глава. Рябошапка призвал антикоррупционеров «быть более активными в медийном плане, потому что работа на самом деле проводится, а общество о ней знает не так много», – сказал он.

Судя по всему, глава государства решил не конфликтовать с антикоррупционерами. На самом деле каждого из них не так-то просто убрать с должности. Для увольнения Сытника нужен аудит НАБУ, проводить который долго, да и пока некому. Кроме того, директор НАБУ, несмотря на историю с амбарной книгой Партии регионов и обвинениями во вмешательстве в американские выборы, все еще пользуется поддержкой американского посольства.

Не может Зеленский самолично уволить и Трубу с Холодницким, чтобы «сковырнуть» первого, нужен обвинительный приговор, а второго может уволить генпрокурор по жалобе Совета прокуроров, но 100%-ной гарантии этот способ не дает. Так что «махать шашкой», обещая всех уволить, как это Зеленский делает в регионах, с антикоррупционерами не слишком продуктивно.

С другой стороны – и Сытник, и Труба уже давно дают понять, что готовы сотрудничать с новой властью и рассчитывают, что такое сотрудничество будет взаимовыгодным. Антикоррупционерам, чтобы показать свою успешность, в первую очередь нужны судебные приговоры по громким делам. То же самое по большому счету нужно и Зеленскому, построившему свою предвыборную кампанию во многом на обещаниях сажать коррупционеров. Взаимная заинтересованность налицо.

В то же время Сытник и Труба рассчитывают, что новая власть поможет с решением их старых проблем, как то право на прослушку, расширение финансирования и штатов, о чем, собственно, они не преминули напомнить на заседании совета. Улучшится ли после этого качество расследований антикоррупционных дел, которое ранее не впечатляло? Это, похоже, пока не слишком беспокоит ни Зеленского, ни его команду.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим