Первую попытку поднять международный хайп по причине языкового закона страна-агрессор осуществила в мае, через месяц после его принятия. Представитель России Василий Небензя поднял шум, что закон противоречит Минским соглашениям, и что в Украине вводят «языковую инквизицию». Однако тогда Совбез Россию не поддержал – обсуждение закона не включили в повестку дня. Украина победила с минимальным отрывом – пять делегаций выступили за инициативу России, шесть высказались против и четыре воздержались. Теперь Россия пытается уже во второй раз созвать Совбез из-за вступления закона в силу.
Новостью в сети Facebook поделился спикер представительства Украины при ООН Олег Николенко.
«Вскоре нас ждет второй акт театра абсурда в Совете Безопасности ООН. Делегация РФ повторно обратилась об обсуждении украинского языкового закона в Совбезе ООН. Сегодня во время согласования программы работы на текущий месяц следующее заседание предварительно запланировали на 16 июля», – написал он.
При том, что украинская делегация не раз справедливо отмечала, что законы страны – ее внутреннее дело, враг пытается использовать инфоповод для попытки дестабилизации ситуации в Украине. Николенко усматривает в действиях Кремля, в том числе, возможности для Украины. Мол, на заседании мы сможем поднять вопрос освобождения украинских моряков и других политзаключенных, обстрелов на Донбассе, дела МН17.
Впрочем, выиграть эту партию, может быть сложнее, ведь у мировых политиков уже сейчас может сформироваться двоякое мнение относительно языкового вопроса в Украине.
Во-первых, козырей агрессору добавила пятая колонна – в июне группа из 51 народного депутата подала иск в Конституционный суд относительно соответствия закона нормам Конституции. «Оппоблок» пытается обеспечить закону огласку, а себе – электоральных баллов у пророссийских избирателей, поднимая тему в парламенте. Впрочем, к мнению пророссийских сил осведомленные с ситуацией в Украине мировые политики давно относятся со скепсисом.
А во-вторых, отметилась новая власть, а точнее, глава Офиса президента Андрей Богдан, который высказался относительно языка в интервью «РБК-Украина».
Напомним, комментируя ранее озвученную идею проведения первого референдума, Богдан уточнил:
«Там было не так – не о переговорах с Россией, а о каких-то тонких моментах, например, по вопросу о языке. Мы можем Донецкой и Луганской области разрешить разговаривать на русском языке, если у нас начнется мир в стране? Ставим вопрос – «да/нет». Если можем, тогда Донецк и Луганск общаются на русском языке», – сказал глава Офиса президента.
Озвученная позиция вызвала реакцию в медиа и соцсетях. Партия «Европейская Солидарность» обратилась к Владимиру Зеленскому с требованием высказать собственное отношение к словам Андрея Богдана.
Позже представитель президента Украины в Верховной Раде Руслан Стефанчук в эфире шоу «Свобода слова» акцентировал, что Богдан озвучил собственное мнение, а не позицию партии или президента.
«Это следует трактовать как личную позицию Андрея Богдана, поскольку она не совсем коррелируется с тем, что заявлено в программе нашей партии. Поскольку для нас определяющим является положение ст. 10 КУ, согласно которой единственным государственным языком в Украине является украинский язык», – пояснил Стефанчук.
Однако интервью чиновников, тем более высокопоставленных, на политические темы вообще не воспринимают как «личные». Тем более, что слова Стефанчука на шоу – тоже не официальная позиция Зеленского.
Поэтому сейчас у российских делегатов в Совбезе есть повод говорить, что с нормами закона не согласны как оппозиционные силы, так и, частично, представители новой власти.
Алина Морозова / Depo.ua