понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Бойко, Тимошенко, Смешко и Порошенко: Кто каким премьером будет Последнее социсследование КМИС определило четверку политиков, которых украинцы хотят видеть будущим премьером

На досрочных парламентских выборах украинцы будут выбирать не только новый состав Верховной Рады, но и опосредованно премьер-министра.

Эту достаточно очевидную вещь, тем не менее, не устают повторять лидеры рейтинговых политических партий, акцентируя внимание на своих премьерских амбициях.

Последнее социсследование КМИС определило четверку политиков, которых украинцы хотят видеть будущим премьером. Это лидер «Оппоплатформы – За жизнь» Юрий Бойко, за которого готовы голосовать 12,9% опрошенных, лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко (11,3%), лидер партии «Сила и честь» Игорь Смешко (8,1%) и действующий премьер Владимир Гройсман (7,7%).

К этому списку самых популярных кандидатов в премьеры можно добавить и экс-президента Петра Порошенко. Его хоть и хотят видеть главой правительства всего 2,6% опрошенных, но его партия «Европейская Солидарность» имеет неплохой рейтинг, а значит, списывать его из группы претендентов точно не стоит.

В то же время анализировать Гройсмана как будущего премьера особого смысла нет, поскольку он действующий глава правительства и будет таковым до назначения следующего. Что же касается самой рейтинговой на сегодняшний день политсилы – «Слуги народа», то у них пока своего кандидата в премьеры просто нет. Поэтому возможного премьера от «Слуги народа» придется вынести за скобки. То же касается и «Голоса» Святослава Вакарчука. Таким образом, получим четверку главных претендентов в лице Бойко, Тимошенко, Смешко и Порошенко, чьи программы и стоит проанализировать.

Для сравнения: мы возьмем три ключевых направления, которые больше всего волнуют украинцев. Это война с Россией на Донбассе, экономические реформы и борьба с коррупцией.

Война на Донбассе

Разумеется, все четверо сравниваемых политиков декларируют стремление к миру и даже имеют свои мирные планы, вот только пути достижения мира у них несколько разнятся. Юрий Бойко, как член команды кума Путина Виктора Медведчука, дает понять, что его мирный план – это капитуляция на условиях агрессора. При этом Бойко подчеркивает, что именно его план реально претворить в жизнь в кратчайшие сроки.

Главные тезисы Бойко о войне на Донбассе повторяют кремлевские. Он не говорит о российской агрессии, называя происходящее «гражданским конфликтом», требует прямых переговоров между «сторонами конфликта» (имеются в виду так называемые «ДНР» и «ЛНР»), после чего можно и нужно будет восстанавливать экономические отношения с Россией.

При этом Бойко вполне очевидно пользуется в Москве режимом максимального благоприятствования. Не даром ведь именно Бойко уже дважды летал в Москву на публичные переговоры, которые должны показать пророссийским избирателям, с кем Кремль готов работать в Украине.

Таким образом, если Бойко станет премьером, стоит ожидать начала переговоров с террористами «ДНР» и «ЛНР» и начала процесса вхождения оккупированных территорий на условиях Москвы, то есть с амнистией для боевиков, широкой автономией и т. д. Принесет ли это Украине мир? В каком-то смысле может быть, но скорее такая политика станет стартом серьезного общественного противостояния с деструктивными последствиями.

Что касается остальных кандидатов в премьеры, то они декларируют патриотическую позицию. Так, Юлия Тимошенко, чью репутацию в контексте отношений с Россией трудно назвать безупречной, сейчас подчеркивает, что добиваться мира ценой уступок врагу категорически недопустимо. В качестве мирного плана Тимошенко предлагает добиваться «введения на Донбасс миротворцев ООН на условиях Украины». Для чего в программе Юлии Владимировны предусмотрен отказ от нормандского формата переговоров по Донбассу (Украина, Германия, Франция, Россия) к формату «Будапешт+» (Украина, США, Великобритания, Россия, Китай).

Проблема этого плана в том, что он сильно напоминает внешнеполитическую утопию. Вероятность, что по инициативе Украины будет создан подобный формат, стремится к нулю.

Программы Игоря Смешко и Петра Порошенко по достижению мира на Донбассе очень близки. Это продолжение дипломатического и экономического давления на Россию и на ее марионеток в ДНР и ЛНР, продолжение реформирования ВСУ и приближение к стандартам НАТО. При этом, если Порошенко ставит задачей вступление Украины в Альянс в 2023 г., то Смешко ограничивается более реалистичной задачей получить в ближайшее время План действий относительно членства в Альянсе.

Развитие экономики

Что касается экономических программ, то большинство кандидатов обещают быстрый рост экономики и благосостояния граждан. При этом каждый располагает своей фишкой. Для Юрия Бойко такой фишкой является возобновление сотрудничества с Россией. По словам пророссийского кандидата, главная проблема бедности украинцев – сворачивание экономического сотрудничества с Россией и странами СНГ. И если это сотрудничество вернуть, то и экономика будет расти, тарифы за счет дешевого газа снижаться, а украинцы – богатеть.

При этом в «Оппоплатформе» лишний раз не напоминают, что они связаны с крупным бизнесом и их экономическая политика будет во многом повторять то, что было при президентстве Януковича. На фоне экономической зависимости от России, усиление фискального давления на мелкий и средний бизнес, лоббирование интересов бизнеса крупного и передел собственности в своих интересах.

Таким образом, премьерство Бойко будет возвращать Украину к олигархически-монопольной экономике времен Януковича, а за «дешевый газ» из России придется платить утратой суверенитета.

Если говорить о программе Юлии Тимошенко, то она продолжает продвигать свой «Новый экономический курс», который предполагает «ускоренный экономический рост» через построение «инновационной экономики». Путь построения такой экономики, по версии Тимошенко, достаточно прост – создается Министерство инновационного развития, куда входят «самые интеллектуальные люди страны», которые выведут экономику на новый уровень.

Эта инновационная модель должна у Тимошенко органически сочетаться с «социальной рыночной экономикой», то есть она одновременно обещает социальные гарантии каждому и стимулирование малого и среднего бизнеса.

Проблема программы Тимошенко в том, что она популистична, ведь никаких конкретных инноваций, равно как и интеллектуалов, которые их придумали, в обойме Юлии Владимировны нет. Да и одновременная поддержка бизнеса с социальными гарантиями выглядят не слишком реалистично.

Экономическая программа Игоря Смешко предполагает деолигархизацию, демонополизацию и деофшоризацию с детенизацией. А также обеспечение энергетической независимости путем увеличения добычи газа, модернизации ядерной энергетики, земельную реформу (судя по всему, речь идет об открытии рынка земли сельхозназначения) и преференции для малого и среднего бизнеса.

Все это правильно и полезно, но как часто бывает, конкретных механизмов достижения поставленных целей у Смешко не называют, но и не впадают при этом в откровенный популизм.

У Петра Порошенко же обещают добиться существенного экономического роста путем приоритетного развития самых успешных отраслей украинской экономики. В первую очередь это агросектор и IT. Кроме того, есть план превращения Украины в транспортно-логистический хаб, для чего необходимы серьезные вложения в транспортную инфраструктуру.

Все эти инициативы в то же время требуют серьезных инвестиций, приток которых в Украину далеко не гарантирован. При этом все экономические проекты Порошенко воспринимаются через призму коррупционных скандалов с его окружением, что заставляет воспринимать их с долей скепсиса.

Борьба с коррупцией

Юрий Бойко, который и сам фигурировал в громких коррупционных скандалах, начиная с «РосУкрЭнерго» и заканчивая вышками его имени, сегодня очень любит обвинять в коррупции власть, пришедшую после Революции достоинства, утверждая, что Украина за последние пять лет стала «самой коррумпированной страной Европы». При этом инициативы «Оппоплатформы» в вопросе борьбы с коррупцией ограничиваются обещанием всех виновных строго наказать, а после смены власти, по его версии, коррупция исчезнет сама собой, ведь на смену коррупционерам придут «профессионалы и хозяйственники».

При этом все антикоррупционные органы, созданные в последние годы, Бойко считает неэффективными и позорными.

Ожидать чего-то другого от человека из команды Януковича было бы, наверное, наивно. Так что в случае, если он станет премьером, все те далеко несовершенные инструменты для борьбы с коррупцией либо будут вообще ликвидированы, либо станут лишь декоративными.

Что касается Юлии Тимошенко, то в ее оппозиционной риторике обвинения власти в коррупции занимает такое особенное место, как и обещания победить коррупцию после прихода к власти.

Бороться с коррупцией лидер «Батьківщини» намерена при помощи превращения Генпрокуратуры, ГБР, судов «независимыми от политиков». А кроме того, простые граждане, по ее словам, должны «фиксировать коррупционные требования чиновников и с этими доказательствами идти в суд».

В «Новом курсе» Юлия Владимировна даже предложила рецепт избавления силовых органов и судов от политической зависимости – судей и прокуроров будет выбирать народ.

Что помешает народу, который выбирает коррумпированных политиков, выбрать коррумпированных судей, в «Новом курсе», правда, ничего не говорится. Других же внятных идей, как бороться с коррупцией, у Тимошенко нет.

Игорь Смешко, как и его конкуренты, обещает «разбить старые коррупционные схемы». Для этого он обещает ужесточить наказание за коррупционные преступления, а особенно за бизнес-деятельности госслужащих, завершить создание Антикоррупционного суда, ужесточить кадровый отбор судей, обещает обеспечить эффективность работы НАБУ и других антикоррупционных органов и подготовить пакетные изменения в законодательство, которые будут разрушать экономические основы коррупции.

Последнее предложение – наиболее здравая мысль, в случае реализации которой возможно действительное снижение коррупции. При этом в пользу Смешко как потенциального борца с коррупцией говорит то, что он уже очень давно не был приближен к власти и вряд ли кто-то вспомнит коррупционные скандалы, связанные с его именем.

Что же касается Порошенко, то его предложения по борьбе с коррупцией воспринимаются избирателями хуже всего, ведь именно с его именем, хоть и не напрямую, связан самый громкий коррупционный скандал последнего времени. Тем не менее в свой предвыборной риторике он наибольшее внимание уделяет успехам антикоррупционной борьбы за время его каденции. И хотя успехов в виде доведенных до суда дел практически нет, но есть созданные НАБУ и НАЗК и почти созданный Антикоррупционный суд.

В целом же, если Порошенко станет премьером, существенных перемен в борьбе с коррупцией ожидать сложно. Вектор, заданный в последние годы, будет продолжен со всеми его достоинствами и недостатками. К антикоррупционным органам добавиться Антикоррупционный суд, вот только не факт, что в нем будут обвинительные заключения.


Алексей Сергиенко / Деловая столица
Поділіться цим