Пока одна часть украинского политикума готовится к досрочным выборам, а вторая оспаривает их законность, никто не задумывается, как страна будет расплачиваться с кредиторами в условиях политической турбулентности.
До досрочных выборов, назначенных указом президента Владимира Зеленского на 21 июля, остается меньше двух месяцев. И хотя многие участники гонки уже проводят съезды и формируют свои списки, далеко не факт, что выборы состоятся в назначенный срок. Формально распущенная коалиция «Народного фронта» и БПП (хоть последняя политсила готовится к выборам и даже назначила дату съезда) претворение в жизнь президентского указа в Раде игнорирует и даже оспорила указ в Конституционном суде.
Во вторник, 4 июня, Большая палата КСУ официально приступила к рассмотрению обращения нардепов о неконституционности указа Зеленского о роспуске парламента, а это значит, что в течение месяца суд примет решение по этому вопросу. На первый взгляд может показаться, что каким бы ни оказалось решение КСУ, это мало что изменит в политической повестке дня. Выборы все равно состоятся если не в июле, то, как и положено по Конституции, в конце октября, и лишние три месяца жизни парламента VIII созыва ни на что не повлияют. Однако роспуск парламента и возможное признание указа о досрочных выборах неконституционным способны запустить целую цепь событий, способных нанести серьезный удар по украинской финансовой стабильности.
Итак, если Конституционный суд в течение месяца признает указ Зеленского неконституционным, а для этого есть достаточно весомые правовые основания, ведь формально коалиция прекратила свое существование уже после инаугурации Зеленского (каких-либо судебных решений о том, что коалиция почила уже давно, общественности представлено не было), это означает, что ни о каких досрочных парламентских выборах речи быть уже не может, поскольку действует прямой конституционный запрет распускать Раду в последние полгода ее полномочий. Таким образом, выборы состоятся в запланированный для них срок, то есть 26 октября.
В то же время у действующего парламента появится время не только проголосовать закон об импичменте, но и запустить процедуру лишения президента власти. Предложенный Зеленским законопроект о процедуре импичмента парламентарии дружно провалили, не включив в повестку дня. В то же время в Раду подан и альтернативный законопроект от БПП, у которого гораздо больше шансов быть воплощенным в жизнь в ближайший месяц.
При этом в случае признания Конституционным судом указа Зеленского о роспуске парламента неконституционным у противников действующего президента в Раде появятся серьезные правовые основания для старта процедуры импичмента в отношении Зеленского. Ведь получится, что Зеленский, будучи гарантом Конституции, эту самую Конституцию и попрал, безосновательно распустив парламент, чему будет документальное подтверждение в виде решения Конституционного суда.
Таким образом, к осени страна может войти в состояние серьезной политической турбулентности. Парламент будет доживать свои последние дни до очередных выборов в состоянии прямой конфронтации с президентом. Кабинет Министров, как и парламент, перед выборами будет находиться в состоянии «хромой утки». И хотя Рада так и не приняла отставку премьера Владимира Гройсмана, за которой автоматически последовала бы отставка всего Кабмина, в полной мере он не будет выглядеть легитимным в глазах украинских избирателей и зарубежных партнеров. При этом единственная легитимная ветвь власти в лице президента Зеленского будет в подвешенном состоянии из-за процедуры импичмента.
И хотя шансы на то, что импичмент можно будет в принципе довести до конца, совершенно мизерны – прописанная в Конституции процедура отстранения главы государства от власти слишком сложна и требует небывалого единодушия подавляющего большинства парламентариев, – положение Зеленского не будет столь же прочным, как в первые дни после ошеломительной победы на выборах с рекордной поддержкой. При этом до осени рейтинги и самого Зеленского, и его партии «Слуга народа» могут поползти вниз, и победа пропрезидентской политсилы на парламентских выборах будет не столь очевидной.
Все это было бы не слишком важно (украинцам не привыкать к политическим кризисам), если бы не ситуация с Международным валютным фондом. Дело в том, что уже к ноябрю текущего года Украина должна выплатить международным донорам что-то около $3 млрд по ранее взятым кредитам. И чтобы наскрести нужную сумму, необходимо получить от МВФ очередной транш, а с этим как раз существуют серьезные проблемы.
Конечно, отдать три миллиарда из золотовалютных резервов (которых у нас на $20 млрд) – несложно. Но тогда серьезно пострадает платежный баланс страны. Ведь из-за большого объема импорта Украина тратит больше валюты, чем зарабатывает. В условиях острой нехватки иностранных инвестиций именно транши МВФ и других международных финансовых организаций помогают нашей стране покрывать дефицит валюты.
Во время последнего визита миссии МВФ в Украину представители Фонда четко дали понять, что следующий транш будет возможен лишь после того, как у Украины появится новое правительство. Тут международных партнеров нетрудно понять. Кто хочет давать деньги в долг правительству, которое досиживает последние дни и совершенно непонятно, кем оно будет заменено. И это притом что некоторые политики и бизнесмены, поддерживающие нового президента, открыто говорят о пользе дефолта для Украины.
Так что вполне очевидно, что до формирования нового правительства на очередной транш от МВФ нам точно рассчитывать не стоит. Новое же правительство в случае выборов в конце октября может быть назначено только в ноябре, а значит, договориться с МВФ до дня выплат Украины по уже взятым кредитам оно, скорее всего, никак не успеет. Последнее с очень большой вероятностью будет означать дефолт со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во всей этой истории примечательно то, что одним из наиболее ярых сторонников объявления Украиной дефолта является старший партнер действующего президента Игорь Коломойский. Для его бизнеса такое развитие событий может оказаться очень выгодным, хотя бы потому, что после серьезного падения гривни в результате дефолта экспортно ориентированный бизнес олигарха (например, ферросплавные заводы) позволит получать куда большую прибыль. В этой связи получается, что именно Коломойский может быть заинтересован в том, чтобы Конституционный суд признал указ Зеленского не соответствующим Основному Закону, а сам молодой народный президент оказался в статусе нарушителя Конституции и под угрозой импичмента.
Тарас Клочко / Деловая столица