п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Блицкриг «бацьки»: Зачем Лукашенко внеочередные выборы в Беларуси В Минске всерьез готовятся к обороне от российской стратегии «принуждения к интеграции»

В Минске могут объявить досрочные выборы президента Беларуси. Вероятность их проведения в середине апреля 2019 года «очень высока». По крайней мере, так считает аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич.

«Если событие состоится 22 февраля, это будет означать, что Минск спешит, и это же будет означать готовность пойти на сдвиг или в изменении избирательного кодекса Беларуси, или в правоприменительной практике. Беларуси крайне важна положительная реакция ЕС и США», – написал Тышкевич на своей странице в социальных сетях.

По его словам, объявление досрочных выборов может означать наличие хороших сигналов от основных партнеров страны, и, возможно, определенных гарантий готовности пойти на улучшение отношений.

Возможно также, что объявление о внеочередных выборах будет осуществлено в апреле. «Если в апреле, то это произойдет во время выступления Лукашенко в парламенте. Тогда надо будет следить за риторикой. А также учитывать развитие отношений с соседями (с ЕС), США (прогресс в возвращении послов) и Китаем (панда-бонды или приход знакового инвестора). Если условия выполнены – Лукашенко обеспечил себе запас прочности на президентские выборы», – утверждает эксперт.

И в этом месте у украинского читателя может возникнуть вполне закономерный вопрос. Для чего президент Беларуси – при условной слабости и раздробленности оппозиции – вдруг идет на подобные хитрые маневры?

Причины у него, на самом деле, есть более чем весомые. И главной среди них является, конечно, нарастание конфликта с руководством России, которое выработало простую и незатейливую, но достаточно действенную доктрину давления на соседнее государство, которое упорно уклоняется от «слития в экстазе» с далекого уже 1996-го года.

Возможная стратегия России в отношении «углубления интеграции с Белорусью», до полного поглощения последней, в общем, очевидна. В Кремле пытаются максимально уменьшить поток экономической помощи Минску – и ждут два возможных варианта развития событий.

По первому сценарию, Лукашенко, попав в экономический тупик, даст согласие на старт «интеграции» на российских условиях, которые фактически будут означать постепенную потерю государственного суверенитета республики и превращение Беларуси в полуавтономный субъект Российской Федерации.

Впрочем, многочисленные встречи между российским и белорусским президентами, которые состоялись в конце прошлого и начале этого года, демонстрируют, что сдаваться на милость московских «благодетелей» белорусский президент не собирается. Он продолжает говорить правильные слова о дружбе, братстве и неизменном союзе, но от присоединения белорусского центробанка и таможни к российским «старшим братьям» уклоняется. При чем делает это с особым цинизмом – декларируя возможность объединения исключительно на «паритетных» условиях.

Поэтому в Кремле, очевидно, готовятся перейти к «плану Б», суть которого заключается в дальнейшем наращивании экономического давления на соседнее государство – и параллельной стимуляции недовольства населения политикой Лукашенко. Которая к осени-зиме 2020 года, когда должны были бы состояться очередные, шестые «выборы Лукашенко», должна достичь той грани, за которой дальнейшее сохранение стабильности белорусского режима станет проблематичным. Особенно если «братская» страна воспользуется своим давним философским правилом: «Того, кто пошатнулся – подтолкни».

При подобных условиях Россия и в самом деле имела бы все шансы в конце концов избавиться от надоедливого демагога, который мешает Владимиру Владимировичу с кресла президента России пересесть прямо в кресло президента Союза России и Беларуси. Вероятно, именно на подобный сценарий сдержанно намекал экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, говоря о вероятности «украинского сценария» в Беларуси.

Это понимают, конечно, и в Минске. И, хорошо зная российскую политическую кухню, могут рассчитывать на эффект внезапности. Если выборы провести в течение двух месяцев с неожиданного провозглашения – то неповоротливый бюрократический аппарат Кремля, ФСБ, и всех других причастных учреждений и ведомств просто не успеет адекватно среагировать. А если и успеет – то не сможет в течение считанных недель достаточно эффективно расшатать социальную стабильность Беларуси.

А в случае, если Александр Лукашенко получит свой весьма специфический «народный мандат на власть» до 2024 года, у него есть немалые шансы надеяться, что к моменту следующих выборов у Кремля уже будут совсем другие заботы. Да и сын Коля, в конце концов, подрастет, и станет двадцатилетним парнем…


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим