Из российского публичного пространства довольно давно исчезли такие вещи, как политические программы и манифесты. За политической реальностью в стране давно следят, за «сигналами из Кремля», кадровыми решениями, намеками и их трактовками.
Но помощник президента России Владислав Сурков сумел эту тенденцию преодолеть и опубликовал в прессе новый «манифест путинизма».
Материал вышел длинным и непростым для чтения. Хотя бы потому, что текст Суркова – это сбивчивая и несколько странная писанина, где классическая «реалполитик» плавно перетекает в «гумилевщину», пренебрежение к «западным химерам» демократии подкрепляется странными концепциями «глубинного народа», который «все знает, все может, а хочет, видимо, только Путина на престоле.
Наверное, наиболее четкое представление о стиле и букве материала дает такой пассаж: «Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция (при том, что у власти там сейчас антикемалисты) как и раньше опирается на идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей».
После чего Сурков сравнивает Путина с Иваном Грозным, Петром Великим и Лениным – как «угловыми столбами» российского пути.
Если же пробраться через все запутанные словесные конструкции, суть статьи Суркова довольно проста. Она заключается в том, что нынешний феодально-клептократический режим на России – это и есть «особый путь» развития государства, который российские интеллектуалы искали веками. И что этот путь не только приведет Россию к «сияющим вершинам» – но и станет настоящим искушением для западных обывателей, которые устали от притворства своих давно надоевших демократий.
И в таком стиле выложено более пяти страниц формата А4. Кому и для чего нужен этот странный интеллектуальный памятник эпохи позднего путинизма?
Практически все адекватные комментаторы, которые читали материал, сходятся в одном. Адресатом этой статьи, на самом деле, является только один человек. Этого человека зовут Владимир Путин. Никому другому эта писанина больше не интересна.
Наиболее простое и примитивное объяснение ситуации выглядит следующим образом. Сурков попал в немилость, накосячив с «Л-ДНР», и сейчас решил устроить сеанс публичного э-э… скажем мягко, восхищения властью. Но каких-то серьезных маркеров, которые бы подтверждали эту теорию, пока нет.
Поэтому не менее вероятным является и следующее объяснение. Владимир Путин действительно колеблется, идти ли ему на выборы в 2024 году – или передумать. Поставив, например, очередного или даже того же самого наследника. И это колебание абсолютно искреннее.
При этом достаточно влиятельная группа людей внутри Кремля, к которой принадлежит Сурков, кровно заинтересована в том, чтобы Путин остался. Например, потому, что беспозвоночного «наследника» могут банально сожрать окрепшие силовики, которые возьмут власть и будут править Россией уже от имени Путина скорее как «верховного божества», наглухо закрытого в подмосковной даче. Если подобное случится, то с влиятельными «гуманитариями» – и Сурковым в первых рядах – начнут происходить несчастные случаи и другие неприятности с просто-таки невероятной скоростью.
Поэтому для Владислава Суркова без преувеличения жизненно необходимо оставить Владимира Путина на троне. В прямом смысле этого слова – ибо пойдя на следующий срок, он будет вынужден демонстративно отменить действующую российскую Конституцию, и тогда уже оставаться до конца.
Само появление этой статьи является свидетельством того, что один из архитекторов путинского режима, который в свое время придумал термин «суверенная демократия», а сейчас предлагает перейти к «суверену» без всяких приложений, боится за свое будущее.
И судя по публичному заявлению пресс-секретаря российского президента Пескова о том, что статья обязательно будет предоставлена для ознакомления Владимиру Путину, боится не только Сурков.
Роман Федюк / Depo.ua