Курс рубля к доллару сегодня перевалил за 60, полностью коррелируя с очередным снижением цен на нефть. Но справедливый рыночный курс рубля по «формуле Немцова» должен был бы составить 74,3. Как же удается удерживать его дороже на 20%? А все просто – привлечением иностранных спекулянтов в рублевые облигации российского казначейства с помощью опасно льготных условий покупки (по сути, это распродажа будущего).
Такая практика и называется carry-trade, потому что такие покупатели, имея право, при малейшем риске недополучить запланированную прибыль мгновенно все купленное сбрасывают и уходят с рынка («что унес – твое»). Это очень рискованная игра кремлевских финансистов с «горячими деньгами», затеянная ради имиджа власти и догматизма в вопросах инфляционной теории.
Поэтому Москва так и испугана перспективой расширения отраслевых санкций – как только это произойдет, собственники ее бондов тут же их сбросят.
Кстати, такие игры в свое время далеко завели наши правительства Тимошенко и Азарова, второе в силу временного фактора влезло глубже в этот капкан, правда, предпочитало брать в долг у корпоративных акул и напрямую.
Учитывая еще и ту схему, по которой Минфин и ЦБ РФ создают отчетность по резервам, «печатая рубль», из-за чего значительная часть резервов выглядит «дутой», и валовый долг выше полутриллиона долларов, то перспектива выглядит весьма неприятной.
Несомненно, Путин дал указание готовиться к жизни в условиях расширения и углубления санкций и низких цен на нефть и газ, но при этом резать расходы бюджета и далее без потрясений уже некуда. Честнее и проще было бы сбросить рубль за отметку в 100 рублей за доллар и год-полтора, пока доберется инфляция, пользоваться эффектами девальвации. Но политически такой шаг, по-видимому, невозможен. Тупик. А выбор делать придется.
Максим Михайленко / Facebook