На протяжении последних суток сообщения о запуске тяжелых ракет сыпались, как во времена космической гонки между США и СССР. Единственная неприятность заключается в том, что в этих сообщениях речь шла не о космических миссиях, а о межконтинентальных баллистических ракетах.
В частности, в 9:01 по киевскому времени командование Военно-воздушных сил США провело испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III с авиабазы Ванденберг в округе Санта-Барбара штата Калифорния.
Невооруженная трехступенчатая ракета, способная преодолевать более 10 тысяч километров, должна была поразить цель на полигоне в центральной части Тихого океана. Официальной информации об итогах запуска пока не было, но сообщений о каких-то проблемах также не поступало.
Minuteman III – это «становой хребет» американских сил ядерного сдерживания. В боевой готовности находится без малого полтысячи этих ракет, которые на сегодняшний день являются единственными американскими наземными МБР. И хотя изготавливали эти ракеты в далеких 1970-х годах, только за последнее десятилетие в их модернизацию было вложено более 7 миллиардов долларов.
С получасовым отставанием от США отстрелялась и Россия. В 9:31 мск с космодрома Плесецк российское Минобороны провело учебно-боевой пуск твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты «Ярс» мобильного базирования, которая должна была поразить цели на камчатском полигоне «Кура».
В отличие от американцев, россияне сразу отчитались, что «целью пуска было подтверждение тактико-технических и летных характеристик перспективного ракетного комплекса. Задачи выполнены в полном объеме».
Конечно, у этих запусков были какие-то формальные технические причины. В частности, в США в конце января Northrop Grumman выиграла стомиллионный контракт на поддержку двигателей Minuteman III в рабочем состоянии – и запуск вполне мог стать частью этой программы.
Российские «Ярсы», в отличие от американских ракет, являются относительно новой разработкой, которая поступила в войска около 6 лет назад – но за всю историю их существования были произведены только четыре запуска, и сегодняшний, 5-ый, мог быть продолжением испытаний реальных характеристик ракеты после начала реальной боевой службы.
Впрочем, все эти технические резоны не могут скрыть того факта, что сегодняшний почти синхронный запуск стал погребальным салютом в память о похороненном договоре о РСМД.
Более откровенным в этом плане была Франция, которая вчера провела учения – имитацию миссии по ядерному сдерживанию какого-то слишком агрессивного соседа. В ходе учений состоялись пуски авиационных ракет, способных нести ядерную боеголовку. Если обратить внимание на тот факт, что ракеты запускали с истребителя Rafale, у которого дальность полета – 3 с лишним тысячи километров, несложно догадаться, какого агрессивного соседа имели в виду в Париже.
Параллельно с этим в Париже объявили, что в связи с кончиной договора о РСМД и общим ухудшением безопасности на континенте, Франция начинает активную разработку гиперзвукового оружия. Проект под названием V-Max, подразумевающий создание гиперзвукового боевого блока, способного развивать скорость до 6 тысяч километров в час, должен быть завершен до 2021 года.
В конце концов, что говорить о США, России или ЕС, если даже Павел Климкин заявил, что Украина может начать производство собственных ракет средней и малой дальности, чтобы защитить себя в условиях, когда договор о РСМД, больше не действует. Пойдет ли дело дальше заявлений – неизвестно, хотя наличие ракет средней дальности гипотетически могло бы стать заметным сдерживающим фактором от полномасштабных боевых действий между Украиной и Россией.
Таким образом разрыв договора, который ограничивал возможности только России и США, стал сигналом для гонки вооружений между многими странами. Что вызвано очевидными причинами. Во-первых, выход России из РСМД – это угроза не столько для США, сколько для Европы. Которая сейчас как никогда не уверена в поддержке трансатлантических союзников. А второй резон в пользу разработки запрещенного до прошлого уикэнда оружия заключается в том, что, в отличие от профессиональной армии, большой ракетный арсенал для индустриально развитой страны – это относительно недорогой способ иметь средство противодействия прямой военной агрессии. И та же Германия, власти которой, несмотря на увеличение ассигнований или не могут, или не хотят создать боеспособную армию, может за считанные месяцы создать сопоставимый с российским арсенал ракет средней дальности, обеспечив себе некое подобие безопасности. Которая, как ни крути, будет заметно более реалистичной, чем существующее положение дел.
Тарас Паньо / Depo.ua