В субботу, 15 декабря, в Софии Киевской начнется Объединительный Собор, которым должна завершиться затянувшаяся эпопея по созданию Украинской автокефальной церкви. Задача участников Собора одновременно и простая, и сложная: они должны своим присутствием подтвердить факт единения всех православных церквей государства и выбрать для себя митрополита, который и получит Томос Вселенского патриарха Варфоломея.
Сложность момента заключается в том, что представителям УПЦ МП осталось чуть больше недели, чтобы определиться со своим выбором – принять участие в историческом событии или остаться филиалом РПЦ в Украине. «Наша позиция не изменилась. Украинская православная церковь не будет принимать участия в этом Соборе, поскольку создание украинской автокефальной церкви не соответствует каноническим нормам», – цитируют архиепископа Нежинского и Прилукского Климента (Вечерю) российские информагентства. Но Климент, который является приближенным к митрополиту Онуфрию, еще не вся УПЦ МП. Сколько клириков этой церкви приедут 15 декабря на Собор, сказать трудно, но они обязательно будут.
Один из ключевых факторов, который влияет на позицию клириков УПЦ МП, – президентские выборы. Не секрет, что верхушка этой церкви считает дни до завершения президентства Порошенко. Также не секрет, что они делают и будут делать все от них зависящее, чтобы прихожане этой церкви не поддерживали действующего президента на выборах. Именно фактор предвыборной неопределенности мешает многим церковникам сделать шаги навстречу Собору. Проще говоря, они боятся прогадать, потому что считают, что любой другой президент прекратит процесс создания автокефальной церкви. И они окажутся в проигрыше.
Вторая сложность – избрание митрополита. Вокруг этого вопроса больше всего информационных вбросов. Некоторые СМИ поспешили приписать Филарету отказ от баллотирования, хотя ни он, ни приближенные к нему лица этого не подтверждали. Так же нет каких-либо подтверждений возможного избрания Киевским митрополитом нынешнего митрополита Винницкого и Барского УПЦ МП Симеона (Шостацкого). Кроме предположений, что он более выгоден Банковой, чем харизматичный, а потому непредсказуемый Филарет. Назывались и другие имена, однако в основном для того, чтобы усилить интригу.
Но, помимо собственно названных сложностей, существует еще одна – после того, как сообщили точную дату Собора, Россия через своих агентов влияния даст последний бой Томосу. Будет применен весь медийный ресурс, поэтому следим за словами и действиями политиков, особенно потенциальных кандидатов в президенты. Их смысловой арсенал не блещет новизной: церковный вопрос нужен Порошенко, чтобы снова избраться президентом, он раскалывает общество, а с недавних пор, когда перевели устав Украинской церкви, в «темниках» пророссийских спикеров появились новые тезисы – в автокефальной церкви не будет патриарха, а только митрополит, православная церковь будет руководствоваться правилами греческих церквей, а ее фактическим главой станет Вселенский патриарх. Проще говоря, делается все, чтобы приуменьшить значимость автокефалии – от Москвы отказались, зато получили церковь с меньшей самостоятельностью.
Это не соответствует действительности, однако общество, в котором проросли зерна недоверия ко всему, что делает власть, с легкостью воспринимает подобные манипуляции. Поэтому до и, особенно, после Собора необходимо активно разъяснять гражданам все нюансы. Причем делать это должны не чиновники, а религиоведы и сами церковники. Иначе говоря, после Собора сложная просветительская работа только начнется. Следует понимать, что от ее успеха зависит необратимость пути к собственной церкви. И на этом пути придется столкнуться со значительным сопротивлением. Потому что на той стороне не только местные попы и российская агентура, но и Россия – с ее мощностями гибридной войны за мозги украинцев.
Юрий Васильченко / Depo.ua