20-го ноября проект закона под номером 9306 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы Украины относительно установления ответственности за клевету» был получен Верховной Радой. А вчера он был направлен на рассмотрение Комитета.
Его инициаторами являются трое нардепов от БПП Николай Паламарчук, Артур Палатный и Олег Великин. Законопроект предлагает наказывать за клевету штрафами, принудительными работами или ограничением свободы за первый случай. Например, клеветой можно будет считать любую публикацию в СМИ, соцсетях, которая будет содержать инсайд о событии со ссылкой на неназванный источник. Если такая публикация будет задевать чьи-то конкретные интересы, на ее автора вполне можно подать в суд и он понесет ответственность. Оценочные суждения относительно кого-то также можно будет легко подвести под клевету.
В соцсетях активисты уже подняли волну гнева.
https://www.facebook.com/anton.ohaiogodzaimas/posts/10209542765285848 https://www.facebook.com/sasko.laps/posts/10205323424042238Движение «Честно» напомнило о диктаторских законах 16-го января 2014-го.
https://www.facebook.com/chesno.movement/posts/2108875252485505Негатив будет лишь нарастать. Потому что на фоне тотального недоверия к судам и, в принципе, к власти как таковой, законопроект для многих имеет все признаки введения цензуры.
Прецеденты уже возникали. В 2012-м был в чем-то похожий законопроект от регионала Журавского относительно усиления ответственности за посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию человека. Он даже прошел первое чтение, но даже во времена Януковича был снят с рассмотрения.
Скандальный законопроект Ивана Винника, Дмитрия Тымчука и Татьяны Чорновол №6688 «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере» был включен в повестку дня в июне 2018-го. Они предлагают блокировать ресурс, если его контент содержит признаки государственной измены, терроризма или призывы к самоубийству. В СМИ его называли первым шагом к цензуре. А медиаэксперты приравнивали подходы украинской власти к российским. Сейчас депутаты дорабатывают свой проект. Также на необходимости принятия закона о противодействии фейкам настаивал глава фракции БПП Артур Герасимов.
Перспективы же законопроекта троих нардепов от БПП о клевете выглядят сомнительными. Найти голоса в Раде за непопулярную в обществе инициативу перед выборами действительно нереально.
Примечательно, что на рассмотрение комитета уже скандальный проект закона поступил в пятую годовщину «Революции Достоинства», что придало ему негативный окрас. Добавляют антипатии к самой идее также фигуры инициаторов законопроекта. Николай Паламарчук напрямую связывается с делом Екатерины Гандзюк. Его экс-помощник Игорь Павловский был арестован по делу об убийстве херсонской активистки и проходит в качестве посредника. Еще 5 ноября Telegram-канал The Newsroom сообщил, что организатор покушения на Гандзюк получил деньги для передачи исполнителям от Игоря Павловского. А другой помощник Паламарчука – Валерий Одинцов, также является фигурантом журналистского расследования по этому делу. И хотя напрямую к Паламарчуку правоохранители пока претензий не имеют, то журналисты уже приводят некоторые интересные детали. Например, о годах его управления криминальной милицией УМВД в Херсонской области (1998-1999). Они удивительным образом совпадают с годами службы на Херсонщине подозреваемого в организации убийства Гандзюк Сергея Торбина.
Другой инициатор законопроекта Артур Палатный – давний соратник мэра Киева Виталия Кличко, почетный президент Федерации бокса Киева. Он вместе с «УДАРом» Кличко прошел в Киевсовет, а потом и в ВР в 2012-м году. СМИ писали также, что у Кличко и Палатного есть «семейный» бизнес по элитной недвижимости.
Третий нардеп – Олег Великин, который ранее возглавлял киевскую областную организацию «УДАРа». Его жена Оксана является учредителем ООО «Открытое общество» и ООО «Марикком Сервис», по данным СМИ, осуществляющими деятельность в сфере недвижимости, предоставления гостиничных услуг и др.
Каждый из этих народных избранников в этой истории планирует решить свои локальные проблемы. Паламарчук является фигурантом многих журналистских расследований и публикаций активистов в деле Гандзюк. И они напрямую уничтожают его имидж. А также, в теории, могут влиять на процесс следствия.
Палатный и Великин прошли по квоте «Удара». А политсила Кличко известна скандалами с недвижимостью, которые также возникают благодаря многочисленным журналистским расследованием. В том числе и о связях столичного мэра с застройщиками, полетами на чартере с Микитасем и другими историями. Журналисты, которые очень часто оперируют инсайдами и источниками, значительно мешают «ударовцам» вести бизнес.
Вот только в итоге желание троих нардепов решить свои собственные проблемы напрямую бьют по БПП и лично Петру Порошенко. Поскольку весь негатив накануне выборов ложится именно на него. И его рейтинг, который необходимо наращивать, чтобы претендовать на второй срок. Бесспорно, законопроект о клевете еще даже не включен в повестку дня. Но критика от активистов уже немалая. И в этой истории Порошенко стоило бы подумать, нужны ли во фракции такие вредные депутаты.
Андрей Коваленко / Depo.ua