Иностранных инвестиций в Крым нет вообще, только из страны-оккупанта, но и оттуда бизнес не спешит вкладывать в «крымнаш».
Почти 80% всех вложений, которые зашли на полуостров за последние четыре года, на самом деле были просто скупкой того, что вынужденно продавалось, хоть и выдавали их за инвестиции.
При этом все покупки были очень небольшие, крупных отелей или санаториев никто с 2014 года не приобрёл (разве что четыре здравницы: украденный санаторий «Форос», который «купил» на «торгах» профсоюз Татарстана и ещё три санатория Федерации Профсоюзов, которые купил странный человек, близкий к оккупационным властям). Вложения в строительство, реконструкцию и модернизацию турбизнеса с 2015-го по 2018-й были менее 900 млн рублей. Например, в 2012 году крымский турбизнес впитал более 500 млн. гривен (курс был 8) и это лишь по официальным данным.
Бизнес России слушает Путина по РТР, кивает, но руководствуется чутьем и прагматизмом.
Ведь крупный российский бизнес понимает, что весь мир считает Крым отобранным незаконно, считает, что он не принадлежит Российской Федерации. Это точка зрения практически всего цивилизованного человечества. При этом в России могут полагать иначе, но делать какие-то долговременные и глобальные инвестиции на столь зыбкую почву – дело бесперспективное. И сколько бы Путин и Киселев ни рассказывали баек, бизнес опирается на здравый смысл и перспективу.
Подобная ситуация и в банковской сфере, и в сфере торговли, и в логистике, и в промышленности, и в агросфере.
Вот ещё и химзаводы Северного Крыма доплыли до логического конца. Цена таких активов в условиях аннексии – стоимость металлолома. Неудивительно, что обещанные 100 млрд рублей в год из бюджета РФ для развития полуострова тоже лопнули и превратились в «денег нет, но вы держитесь, и хорошего настроения».
Тенденция 2018 года не лучше. И дальше будет ещё сложнее.
Сложнее не только для крымчан, сложнее для всех тех, кто кричал «крымнаш». Цену за подлость и глупость придётся платить всей РФ, от Камчатки до Калининграда.
Александр Лиев / Новое время