п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Игорь Яковенко: Константинополь дает «добро» Киеву Россия утрачивает свое влияние в мире во всех сферах, в том числе и в религиозной. Для того, чтобы найти виновных в этом процессе, Путину надо посмотреть в зеркало

Вселенский патриарх Варфоломей не испугался страшилок Гундяева, Алфеева (церковная кличка – Илларион) и Венедиктова и заявил о праве Константинополя решать вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви без участия Москвы, а также о готовности решить этот вопрос положительно. Выступление Варфоломея на проходящем в Стамбуле Синаксисе – собрании всех иерархов Константинопольского патриархата – было крайне резким по отношению к Москве и крайне недвусмысленным в отношении предоставления автокефалии Киеву.

«Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы патриарха Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела», – заявил Варфоломей.

В позиции Константинополя, артикулированной патриархом Варфоломеем, нет никаких полутонов: она на 100% антимосковская и, соответственно, на 100% прокиевская. Варфоломей жестко критикует прозелитизм РПЦ, который фактически является и всегда являлся  продолжением имперской политики России в сфере религии. «Неканонические вмешательства Москвы в дела Киева и терпимость к этому со стороны Вселенского патриархата в предыдущие годы не оправдывают никаких церковных нарушений», – после этих слов Варфоломей перешел к истории вопроса.

Речь идет о Томосе 1686 года, которым Вселенский патриарх Дионисий 4-й и Священный синод Константинопольской церкви передали Киевскую митрополию под каноническую юрисдикцию Московского патриархата. Еще 26.07.2008, выступая в Киеве с обращением к украинскому народу, патриарх Варфоломей назвал это присоединение аннексией. Говоря светским языком точнее было бы назвать эти церковные события 1654-1686 годов изнасилованием, которое длилось 32 года и завершилось успехом насильника, поскольку ни у Киева ни у Константинополя уже не осталось сил для сопротивления. Этот период в украинской историографии получил красноречивое название «Руина», Украина была крайне ослаблена и частично оккупирована Московским царством. Что касается иерархов Константинопольской патриархии, то они по их собственному признанию  в те времена были фактически политическими агентами Москвы, поскольку видели в Московском царстве единственную надежду на избавление от власти Османской империи, а кроме того иерархи Константинополя просто кормились из рук Москвы…

РПЦ, естественно, выступает против предоставления автокефалии Киеву. «Духовное единство Святой Руси разорвать невозможно», – сообщил Гундяев. И пригрозил, что «если оно будет разорвано, то неизвестно, что будет вообще с православной церковью».

Глава отдела внешних связей РПЦ Митрополит Илларион (Алфеев) гневно вопрошает: «Кому, собственно, намеревается Константинополь предоставить автокефалию?». И далее объясняет, что у РПЦ есть своя Украинская православная церковь, во главе которой стоит митрополит Онуфрий. И вот этот Онуфрий никакой автокефалии не просит. А просят ее «две раскольнические группировки», на которые и внимания-то обращать не надо.

Алексей Венедиктов практически прямым текстом пригрозил Украине большой войной, в том случае, если она не откажется от идеи выйти из-под юрисдикции РПЦ. «Это – раскол! Политические риски предоставления автокефалии огромны», – причитал Венедиктов в эфире программы «Ганапольское» на «Эхе Москвы». – «Если начнется передел собственности – как на это посмотрит Путин и российская армия?». Собственность, находящаяся в распоряжении украинских церквей по большей части принадлежит государству, которое называется Украина. С какого бока здесь Путин и российская армия, Венедиктов не уточнил.

То есть Кремль через своего верного человека дает Киеву предостерегающий сигнал не добиваться автокефалии, фактически угрожая войной с прямым участием российской армии.

Понять иерархов РПЦ и их кремлевских хозяев можно. Автокефалия Украинской православной церкви станет событием, довольно существенно меняющим ситуацию во всей Восточной Европе. Украина в этом случае рвет еще одну связь с бывшей метрополией и делает очередной шаг на пути к независимости. Меняется и ситуация в православии в целом.

Сегодня, когда в юрисдикции РПЦ находятся территории всех стран бывшего СССР кроме Грузии и Армении, Московскому патриархату принадлежат более половины всех православных в мире. РПЦ является довольно мощным проводником «русского мира» и имперской политики путинской России. После того как Киев получит автокефалию, доля православных, живущих на канонической территории РПЦ сокращается до 40% от общего числа людей на планете, исповедующих эту религию. То есть влияние гундяевской конторы существенно уменьшится, а влияние Константинопольского патриархата как арбитра в церковных делах неизбежно возрастет.

Вопреки  нескончаемому потоку самовосхвалений, льющемуся из телевизора, Россия утрачивает свое влияние в мире во всех сферах, в том числе и в религиозной. Для того, чтобы найти виновных в этом процессе, Путину надо посмотреть в зеркало. Можно с уверенностью утверждать, что если бы ему не приспичило оккупировать Крым и начать войну с Украиной, идея самостоятельности Украинской православной церкви от Москвы и сегодня пребывала бы в состоянии не самого актуального проекта, как это было на протяжение трех с лишним сотен лет.


Игорь Яковенко
Поділіться цим