Любое телевизионное шоу имеет своего зрителя, поэтому участники, которые соглашаются принять в нем участие, понимают конечную цель. Конечная цель «Кандидата» – отобрать человека, которого в свои предвыборные списки обещает включить партия «За життя!». Обещает – не значит, что включит, потому что до выборов еще далеко и на этом пути может произойти все, что угодно. Это как в другом шоу – «Холостяк» – отобрать женщину для дальнейших отношений не значит на ней жениться. К тому же, не исключено, что следующие парламентские выборы будут по открытым спискам, что не гарантирует победителю шоу депутатского мандата.
Поэтому все, кто согласился прийти на кастинг, понимали, куда и зачем идут. Если отсеять откровенных фриков, которые предлагали референдум о смертной казни для коррупционеров, читали стихи, отжимались от пола, делились подробностями своего тюремного прошлого и обещали публично не раздеваться, подавляющее большинство – люди, которые занимаются бизнесом или общественной деятельностью. И точно осведомлены, кто такие Рабинович, Шуфрич и Медведчук. Отсюда простой вывод: все понимали, что благодаря им партия «За життя!» набирает рейтинговые баллы.
Поэтому когда сейчас один из участников программы, активист Руслан Рохов, пишет, что ни в один список не идет и считает Медведчука «мудаком» – это выглядит по-детски. Мол, согласился ради учебы в Стэнфорде. В этом же русле рассуждает другой участник – Дмитрий Сигов. «С моей скромной точки зрения идея прийти на телеканал оппонентов, да еще и в программу на которую «За життя» делает огромную ставку с целью разоблачать этих самых оппонентов – заслуживает уважения», – пишет он.
Однако не было ли задачей организаторов реалити-шоу столкнуть участников лбами, чтобы показать, что все эти общественные активисты одним миром мазаны, когда речь идет о возможности попасть в парламент? Ведь сценарий программы – это как «За стеклом», только добавлена политическая составляющая. Вот и напрашивается мысль, что попытки обелить себя от пребывания в программе ничто иное, как один из элементов шоу.
Мы не осуждаем господ Рохова, Сигова и других 10 финалистов «Кандидата». Это так же, как осуждать участников танцевального шоу «Майданс», которое проводил «Интер» в 2011 году, когда коллективы со всей страны танцевали на Майдане Независимости, в эпицентре «Оранжевой революции» 2004 года. Они показывали свои умения, о политической составляющей проведения конкурса на месте, воспоминания о котором раздражали Януковича и его окружение, задумывались единицы. У каждого из «кандидатов» могли быть свои амбиции на этот телепроект – кто-то хочет показать себя, кто-то разрекламировать собственный бизнес, кто-то действительно попасть в списки «За життя!».
Отметим, «Кандидат» – не первый кастинг для людей с активной гражданской позицией. Подобное, но без обещания внести победителя в предвыборный список, было на ICTV. К нему также хватало замечаний. Но и та программа, и нынешняя имеют свою целевую аудиторию, и она достаточно значительная. Дело в том, что украинцы охотно воспринимают и принимают участие в различных талант-шоу, поэтому телеканалы играют на этом. Желающие стать депутатами не поют и не танцуют, однако развлекают зрителя не хуже. Проще говоря, украинскую политику целенаправленно превращают в буффонаду. Стать политиком – это же так просто…
Поэтому нечего удивляться высоким рейтингам Зеленского, десяткам желающих баллотироваться в президенты, среди которых большинство вряд ли найдет средства для кампании, засилье телевизионных и сетевых экспертов, которые не имеют ни научной степени, ни достаточного опыта. Однако способны искать блох в чужих поступках.
И, последнее – для тех, кто обвиняет некоторых участников телешоу Рабиновича в подыгрывании «ватникам». Что мешало патриотически настроенным активистам, представителям националистических партий сознательно завалить отборочную комиссию «Кандидата» заявлениями об участии в конкурсе? В таком случае эту программу или закрыли бы, или она проходила бы по совсем другому сценарию.
Игорь Петренко / Depo.ua