Национальный банк Украины может снова повысить учетную ставку. Такой шаг связан с необходимостью сдерживать рост цен в стране. Инфляция пока остается на приемлемом уровне, но под воздействием внешних факторов на фоне ожидаемого мирового экономического кризиса может значительно ускориться, в связи с чем у отечественного регулятора по сути не будет альтернативы, предупреждают эксперты. На сколько вырастет процентная ставка НБУ и к каким последствиям для украинской экономики это приведет, пишет Виктор Авдеенко для Апострофа.
Национальный банк Украины (НБУ) не исключает очередного повышения учетной ставки (процентной ставки, по которой Нацбанк предоставляет кредиты коммерческим банкам) уже осенью. На данный момент она составляет 17,5% годовых. Последнее повышение произошло 13 июля (тогда НБУ поднял ставку на 0,5%) и стало уже пятым подряд с октября 2017 года.
Остановить рост цен
Повышение процентной ставки является инструментом борьбы с инфляцией и замедления девальвации.
Так, например, было в кризисный период 2014-2016 годов. Если в начале 2014 года учетная ставка составляла 6,5% годовых, то в 2015 году НБУ довел ее до 30%. Смысл таких действий был очевиден, так как по итогам 2014 года рост цен составил 24,9%, а за 2015 год – 43,3%. Ставка в 30% продержалась не слишком долго, но лишь в 2016 году Нацбанк начал снижать ее более уверенно – в конце мая она достигла уровня 12,5% (по итогу того года инфляция замедлилась до 12,4%). Однако уже в октябре 2017 года учетную ставку снова начали поднимать на фоне ускорения роста цен – до 13,7% по итогам прошлого года.
В текущем году власти прогнозируют инфляцию на уровне 9% – именно такой показатель заложен в госбюджете-2018, но многие эксперты и международные финансовые организации опасаются, что это показатель будет превышен.
Есть опасения и в отношении украинской гривны. Не исключено, что уже к концу 2018 года она заметно девальвирует. Виной тому – мировой экономический кризис, вероятность которого в последнее время оценивается как очень высокая. Во многом он может быть спровоцирован «торговыми войнами», которые президент США Дональд Трамп развязал с Китаем и рядом других стран.
Но признаки мирового кризиса заметны и без «торговых войн». Уже есть и первые жертвы – Аргентина и Турция. Но больше всего аналитики опасаются замедления Китая, учитывая долю Поднебесной в мировой экономике на уровне порядка 15%.
Одним из характерных признаков текущего момента является отток капитала с рынков развивающихся стран, в число которых входит и Украина.
Выхода нет
По мнению экспертов, опрошенных изданием, у Нацбанка в сложившихся обстоятельствах фактически нет другого выхода, кроме как повышать учетную ставку.
«Повышение процентной ставки продиктовано более высокими инфляционными ожиданиями, которые закладывает правительство. Рост цен на данный момент не укладывается в норму, обозначенную правительством», – сказал в комментарии изданию аналитик инвестиционной компании «Альпари» Максим Пархоменко. По его словам, ускорению инфляции в Украине способствует рост стоимости топлива, который тянет за собой удорожание нефти на мировых рынках, что и может раскрутить инфляцию на дополнительные несколько процентов по итогам года.
Финансовый эксперт Алексей Кущ в комментарии рассказал, что повышение учетной ставки влияет на рынок государственных ценных бумаг (облигаций внутреннего госзайма) и депозитных сертификатов Нацбанка, что способствует в первом случае росту сверхдоходов нерезидентов, а во втором – росту сверхдоходов банков. При этом расходы государства, в частности госбюджета, увеличиваются. Соответственно, отметил Кущ, регулятор вынужден повышать ставку и спасать динамику инфляции, но происходит это очень дорогой ценой.
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран отмечает, что повышение учетных ставок сегодня является вынужденной мерой для многих стран, и поэтому у центробанка Украины «нет большого выбора».
«Отток капиталов с развивающихся рынков ведет к повышению инфляции в странах-соседях, поэтому даже если инвесторы будут покупать пачкам наши ОВГЗ за гривны, у нас все равно будет необходимость в повышении ставки из-за инфляции. Мы и так довольно долго держали ставку без движения, когда в Аргентине уже произошел коллапс, а в Турции он только зарождался», – сказал эксперт.
Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что Нацбанк в скором времени снова повысит процентную ставку. Причем, возможно, раньше, чем указано в протоколе комитета монетарной политики НБУ.
По оценкам экспертов, это может произойти уже в августе. Повышение, полагают аналитики, может составить от 0,5 до 1%.
«В сентябре-октябре, если ситуация с курсом гривны, с ценами будет оставаться более-менее под контролем, Национальный банк, возможно, повысит учетную ставку до 19% и заморозит ее на этом уровне до следующего года. Второй вариант – ставка будет поднята, условно говоря, до 20%, и это значит, что Нацбанк уже будет видеть четкие контуры кризиса», – спрогнозировал Алексей Кущ.
Побочный эффект
Любое лекарство имеет свои побочные эффекты. Последствием повышения учетной ставки является замедление роста ВВП. По итогам 2017 года украинский ВВП вырос на 2,5%. В госбюджете на текущий год рост заложен на уровне 3%, при этом ряд международных финансовых институтов, например, Международный валютный фонд (МВФ), прогнозируют этот показатель даже несколько выше – 3,1-3,2%. Это, конечно, далеко от планов премьер-министра Владимира Гройсмана вывести рост отечественной экономики на уровень 5-7%, но все же это и не рецессия, тем более не обвал почти на 10%, как в 2015 году.
Замедление темпов роста, если оно и произойдет, – не самый большой риск для экономики. «С полным коллапсом валютного рынка и возобновлением кризиса в банковском секторе – в сравнении с этими последствиями риск замедления, наверное, не такой уж и ужасный», – подчеркнул Виталий Шапран.
Но повышение ставки может оказаться неэффективным и в плане выполнения своей главной задачи – обуздания инфляции.
«Происходит достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, идет некое влияние на инфляцию, с другой стороны, этот механизм (повышение учетной ставки – ред.) является очень токсичным, потому что растут расходы госбюджета, увеличивается расход Национального банка и еще растет денежная масса, которая никуда не идет, а вращается между коммерческими банками и НБУ, и часть этой излишней денежной массы потом будет влиять на инфляцию, – объясняет Алексей Кущ. – На очень коротком интервале это срабатывает, на среднесрочном – эффект замедляется, а на долгосрочном – приводит к дальнейшей раскрутке инфляции. Условно говоря, это переброска сегодняшних проблем на завтрашний или послезавтрашний день».