понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Козыри для Луценко: Почему теперь Шабунина можно посадить Зеленка, попавшая в руководителя ЦПК Виталия Шабунина, может рикошетом ударить по людям из «Народного фронта». Но она же бьет и по самому Шабунину

Не всякий фарс заканчивается всеобщей потехой. Иногда шутки заходят слишком далеко – и тогда всем участникам действа становится не до шуток. Именно к такому результату привело ристалище между двумя акциями протеста, произошедшее утром 17 июля у стен Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), пишет Юрий Вишневский для Деловой столицы.

Одна акция, организованная общественной организацией «Центр противодействия коррупции» (ЦПК) во главе с Виталием Шабуниным, собиралась высказать претензии САП. Другая, под знаменами Социалистической партии Украины (СПУ) во главе Ильей Кивой, развернула плакаты, критикующие НАБУ.

Однако первым делом две протестующие группировки занялись выяснением отношений между собой. Сначала произошла публичная перепалка между Шабуниным и Кивой. Затем Шабунина облили зеленкой, забросали тортами и слегка потолкали, после чего был обрызган зеленкой Кива. Все это снималось на видео журналистами и болельщиками с обеих сторон. Благодаря своей зрелищности событие привлекло внимание множества СМИ.

Наверное, оно так и осталось бы забавным эпизодом из жизни фриков, если бы не одна печальная деталь: зеленка попала Шабунину в глаза. Он съездил в карете скорой помощи в больницу и получил медицинское заключение о полученном химическом ожоге обоих глаз. ЦПК тут же постарался вызвать максимальный резонанс – и добился эффекта в виде реакции западных посольств.

«Титушки, запугивающие реформаторов, и неэффективная реакция полиции неприемлемы в современном демократическом обществе», – заявило посольство США. На ответственности полиции акцентировало также посольство Великобритании: «Право на протест должно реализовываться мирно, без запугивания и в рамках закона. Если этого не происходит, полиция должна защищать правопорядок».

Отреагировала и Генпрокуратура. Утром 18 июля Юрий Луценко сообщил, что он поручил столичной прокуратуре зарегистрировать уголовное производство по событиям 17 июля под САП. Заодно он выразил возмущение подобными поступками. «Считаю, что пора прекратить ватную традицию использовать зеленку против оппонентов. Это не только опасно для здоровья и имеет признаки уголовного преступления, но и подло», – заявил генпрокурор.

После этого прокуратура Киева сообщила, что в связи с беспорядками, которые произошли 17 июля под стенами здания САП, в т.ч. с использованием зеленки в отношении отдельных участников акции, в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения по ч. 2 ст. 296 («хулиганство, совершенное группой лиц») Уголовного кодекса. Досудебное расследование по этому факту будет осуществляться Шевченковским райуправлением Нацполиции. Столичная прокуратура пообещала принять «все меры для обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования данных правонарушений».

Теперь могут быть три варианта развития событий. Первый – никого не найдут и не накажут. Казалось бы, такой финал истории наиболее вероятен, но на самом деле никого не найти довольно трудно. Есть видеозаписи, на которых четко видно лица тех, кто попал зеленкой в Шабунина. Более того, как утверждает ЦПК, «двоих молодчиков», напавших на Шабунина, задержали сразу после инцидента, но затем отпустили. Если столичная полиция теперь не сможет никого найти, она тем самым распишется в собственной профнепригодности.

Второй вариант – найдут тех, кто попал зеленкой в Шабунина, и отдадут их под суд. По ч. 2 ст. 296 УК им светит до четырех лет лишения свободы. Причем нанесенный ими ущерб здоровью Шабунина, зафиксированный медиками, станет серьезным отягчающим обстоятельством. Приговорят ли их к реальному сроку – это будет зависеть от позиции прокуратуры и, конечно, самих подсудимых. Сомнительно, чтобы они взяли всю вину на себя.

Третий вариант – в поле зрения следствия и прокуратуры попадут также и организаторы нападения на Шабунина. И не только тот, кто непосредственно руководил исполнителями (кстати, ЦПК утверждает, что эта личность известна), но и в целом организаторы акции СПУ во главе с Кивой. Как известно, Кива – бывший начальник департамента противодействия наркопреступности Нацполиции, экс-советник министра внутренних дел Арсена Авакова. В этой связи у прокуратуры могут возникнуть вопросы к Нацполиции, почему она не предотвратила столкновение между двумя акциями. Также могут найтись доказательства, что Нацполиция в этом конфликте подыгрывала одной из сторон (а именно стороне Кивы). ЦПК утверждает, что на акции Кивы было несколько автобусов с полицейскими, а также множество представителей полиции в гражданской одежде.

От ГПУ зависит, сколь широко разойдутся круги от этого инцидента и затронут ли они людей, связанных с руководством МВД. Это означает, что у Петра Порошенко появилась дополнительная опция в диалоге с «Народным фронтом» и конкретно с Аваковым. Тем более что этот инцидент уже добавил негатива в отношение к Авакову западных партнеров.

Но поднятая Шабуниным волна может захлестнуть и его самого. Дело в том, что сейчас в Днепровском райсуде Киева рассматривается дело об избиении Шабуниным журналиста Всеволода Филимоненко 7 июня 2017 г. Шабунин обвиняется по ст. 345-1 УК («угроза или насилие относительно журналиста»). Ему светит лишение свободы на срок до пяти лет. При выборе меры наказания имеет значение степень социальной опасности подсудимого. И новая потасовка с участием Шабунина может стать аргументом против него.

Напомним, что в событиях под САП 17 июля 2018 г. пострадал не только Шабунин, но и Кива. Тот написал заявление в столичное управление Нацполиции о том, что на него «было совершено нападение Виталием Шабуниным и неустановленными лицами», и попросил начать расследование по ст. 296 УК («хулиганство»). Сейчас правоохранители расследуют факты нападения с использованием зеленки как на Шабунина, так и на Киву. Часть общественности в сложившейся ситуации будет требовать наказания всех, кто своими действиями уподобляет политическую борьбу столкновениям дворовых банд.



Поділіться цим