Волшебные слова были произнесены. Блокчейн, как борьба с коррупцией и фальсификациями. Парламентская республика – без президента, но с канцлером – это значит, что она будет последним президентом и даже возможно не весь срок. Новый общественный договор – формализованный в новой конституции. Констытуанта. Знаете – что это? Это слово из исторического прошлого. В УНР – учредительное собрание тех, кто будет авторами новой конституции. Стратегический совет – определяющий направления развития государства. Местное самоуправление. Народный Референдум. Прямая демократия – простой гражданин может заниматься и участвовать в законодательной деятельности. Украина – страна с самым развитым и сильным гражданским сообществом. Ориентация на отдельно взятого человека и среду его обитания. И многое другое.
Юля пытается оседлать тренды, которые уже несколько лет бродят в умах экспертов, политологов, философов и политизированных интеллектуалов Украины. Причём все и сразу.
Сильный ход, если говорить, что это ее старт в президентской гонке. Остальные ее соперники, просто так не смогут или будут теперь ее догонять и выглядеть ее эхом. Юлю можно понять. У неё всегда были проблемы с этой частью избирателей Украины. Ее электорат – патерналистско ориентированное население, по большей части провинциальное и тоскующее по прошлому. Для которого слово «блокчейн» — не более чем набор непонятных звуков. Ее электорат не столько про содержание, сколько про эмоции. А эмоции для Тимошенко – привычный инструмент. Но именно неверие в неё гражданского сообщества и среднего класса – часто оказывалось решающим в ее борьбе за власть. Помните сколько голосов ей не хватило, что бы выиграть у Януковича? А это голоса именно этой части избирателей. А слабая поддержка этой думающей частью украинцев, когда ее судили? И провал на Майдане в 2014? Эта часть не велика и не значима, как избиратели не часто появляющиеся на избирательных участках, но именно они задают политические смыслы для остальных в этой стране, дают оценки и влияют на более широкую публику, которая смотрит и слушает экспертов по телевизору, читает в интернете, слушает в частных разговорах.
Юля явно приобрела новых консультантов в свою команду и начала осваивать новую для себя роль. Не берегини с фольклорно-этнической косой и в вышиванке, а роль интеллектуалки в модных очках, рассуждающей про Римский Клуб.
Порошенко со своими технологами – грыневыми, уколовыми и медведевыми – которые прислали на ее доклад «привет» с Банковой – парня с букетом и голым торсом, который не только не помешал мероприятию, но скорее добавил свои плюсы к шоу, развеселив публику, тут явно проигрывают. Президентская команда с цибулько-черноволо-палий-ско подобными политическими комментаторами на этом фоне, увы, унылое и давно устаревшее село.
Но старт Юли это ещё и серьезная атака на другого ее соперника в потенциальном втором туре – Гриценко. Она явно совершила вторжение на территорию, где бы мог действовать Анатолий Степанович. В места, где живет фейсбук-народ. Где важны не только эмоции, но и содержание. Где говорят не о контроле государства, социалке, субсидиях, минимальной зарплате и пенсиях, а где про экономическую свободу, налоговом рае, криптовалютах, уберах, электромобилях, квадрокоптерах и гиперлупах. Там, где не про прошлое, а про будущее. Достойного ответа от Анатолия Степановича может и не последовать. Кажется мне, как честный и порядочный человек он в это не будет играть. Просто потому, что это не его темы. Он их не видит и в них не верит.
А ещё – это было красиво. Большой экран. Хороший дизайн презентации. Я в таком формате видел бы Саакашвили с его докладом – «Государство в смартфоне или как Украине определить весь мир». Который пока прошёл в формате не шоу, а тусовки своих в провинциальном клубе. Возможно мы ещё увидем Михаила таким. Формат Стива Джобса. Ещё нужно было бы Юле убрать трибунку, одеть джинсы и кроссовки или авангардное платье и ходить перед экраном без конспекта и с микрофонной радио фурнитурой.
Конечно, для опытного взгляда было видно, что темы заявленные Юлией Владимировной все ещё не ее. Пока это хорошо выученный текст, но внутренне, по-моему, не освоенный. Заметно, что она уже понимает, что так нужно говорить – но пока не уверена, а так ли нужно делать. Есть логические нестыковки. Если мы говорим про прямую демократию, зачем нам улучшение работы парламента? Это как обсуждать модернизацию пейджера в то время, когда стоит вопрос: что будет после смартфона? Это ещё первые робкие полушаги, а не новый курс. Это лишь верное направление, но не видение что там за горизонтом. И как отстаивание моратория на продажу земли совместить с либертарианскими смыслами в ее докладе? Но может лиха беда начало?
Ну и самое главное. Тему недоверия форум не закрыл. Недоверие к ней думающей публики и ее предыдущая политическая биография – самая важная причина ее антирейтинга, который не меньше, чем у президента. Что бы поверить в «Новый курс» нужно понять – а почему не случился Украинский прорыв? Как и все ее предыдущие проекты и презентации. Публичная работа над ошибками отсутствует. И тут отмазка про злых попередников не сработает. Тут нужно признание, анализ и выводы, где, почему и как тогда она нас обманула. Посчитала, что это предвыборные обещания, которые можно себе позволить чтобы получить власть, а реальная жизнь после получения власти – это другое? И про Украинский прорыв можно забыть? Разве Порошенко действует не так? Мы тут вам после выборов больше не теоретики, мы уже практики? И что в действиях и мировоззрении у Тимошенко изменилось сейчас? Она действительно способна эволюционировать?
Политик начинается там, где идея существует не только для соблазнения электората. Идея для политика – ещё и личное пережитое убеждение, за которое он готов умереть. Ну, или, как минимум, яростно сражаться. И воплощать.
Сергей Гайдай / Facebook