Еще в конце марта в легендарный уже для нас суд Никосии (Кипр) национализированный ПриватБанк подал иск против международной аудиторской кампании PricewaterhouseCoopers на сумму 3 млрд. долларов. Суть иска и суммы – возмещение Привату существенного ущерба, полученного из-за некачественной работы PwC на протяжении трех лет.
По сути, Приват хочет доказать, что международные аудиторы находились в системном сговоре с группой Коломойского/Боголюбова и, получая серые вознаграждения, умышленно позволяли последним масштабно выводить деньги из банка. Ход мог бы показаться неплохим. Знатно пугаешь PwC. И либо делаешь их свидетелем-союзником в лондонском суде против Коломойского, принуждая последнего таки что-то выплатить. Либо заставляешь аудиторов истерически оправдываться в суде Никосии и в итоге выходить на какое-то мировое соглашение для защиты собственной репутации… Все так, если бы не одно «но». PwC уже иронично так ответил, что неизменно указывал в своей отчетности о ключевом риске – «связанных лицах» и что последний отчет был подписан после того, как Нацбанк утвердил для Привата план реструктуризации, никак не реагируя на этих самых «связанных лиц»…
Судебное разбирательство в формате мыльной оперы – «кто именно и в каком объеме украл ресурсы ПБ накануне и во время национализации» – неизменно радует нас яркими инициативами. Для меня, правда, загадка, почему вместо фактового доказательства объемного вывода денег на связанных лиц в пользу Коломойского – счета, фирмы, время транзакций, фио исполнителей – Киев пытается атаковать международного аудитора? Что нужно доказать-то? А главное – как доказать? Отчеты стандартизированы. Одобрены НБУ. Неоспорены с началом национализации. О чем, собственно, PwC уже сказал. И подтвердит это в суде, выставив встречный многомиллионный иск из-за причинения существенного вреда своей репутации. Для аудитора репутация – ключевой ресурс. Однако, по ходу никосийского разбирательства, несомненно, будет детально выясниться роль НБУ. А кто у нас тогда был главой Нацбанка?…
С другой стороны, слабоподготовленная, но агрессивная попытка Украины, ударить по глобальной аудиторской компании вполне себе может… озлобить глобальный консалтинговый рынок по отношению к украинским заказчикам. То есть проверять их будут куда жестче. Так, зачем же наши «честные ребята» добровольно ставят увеличительное стекло над своими проводками? Так или иначе, данный иск – очередное доказательство отсутствия какой-либо внятной стратегии в любом начинании. Ввязываемся в драку, а потом что-то думаем. Именно поэтому судебный процесс по Привату и наносит серьезный удар по репутации государства. Не способному, во-первых доказать состоятельность своих претензий. Во-вторых, обеспечить возврат уворованных активов. В-третьих, выглядеть профессионально на внешних рынках. И в-четвертых, переиграть слабого, но понтового оппонента К…
Михаил Подоляк / Facebook