Минский городской суд приговорил трех авторов российского информагентства «Регнум», а также сайтов Лента.ru и EurAsia Daily, обвиняемых в разжигании национальной вражды, к пяти годам лишения свободы с отсрочкой на три года, пишет Роман Федюк для Depo.ua.
Суд признал доцента Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Юрия Павловца, школьного сторожа Дмитрия Алимкина и главного редактора журнала «Новая экономика» Сергея Шиптенко виновными из-за текстов, которые они писали для российского информационного агентства.
Процесс проходил… специфически, как и много других судебных процессов в Беларуси, особенно связанных с политикой. На первый взгляд, все выглядит, как очередная история из разряда «диктатор против прессы». Но только на первый взгляд.
Потому что если вчитаться в несколько неуклюжие формулировки белорусского гособвинения, просматривается несколько иная картина. В частности, авторам российского агентства инкриминируют многочисленные заявления относительно того, что национальный флаг Беларуси – бело-красно-белый – является символом коллаборационизма белорусов с немцами в годы Второй мировой.
«Но я обратилась в музей истории Великой Отечественной войны, где мне подтвердили, что бело-красно-белый флаг во время Второй мировой войны использовали коллаборационисты», – утверждает адвокат журналистов «Регнума».
Российский триколор, к слову, тоже был флагом армии Власова – интересно, что бы сделали на России с белорусом, который бы написал, что Путин сидит «под флагом коллаборационизма с нацизмом»?
О процессе возрождения белорусского языка экс-школьный сторож, а сейчас невинно осужденный эксперт российского информагенства Алимкин писал в своих материалах: «Население Беларуси из-за белорусизации лишится главного языка – русского. Дети и внуки рискуют потерять настоящее. «На мове» (на белорусском – ред.) же выразить больше, чем «идзи выпасе каров» ничего нельзя».
«Белорусизация всегда была чужда населению, а белорусский язык – искусственный, и существовал всегда только благодаря поддержке административных методов», – это еще один «эксперт», Шиптенко. И так далее, и много километров подобных опусов, старательно зачитанных прокурорами из материалов российского информагентства.
Наконец, что там опусы – достаточно почитать одни заголовки. «Фабрика мозга» готовит Белоруссию к войне против России», «Беларусь начинает себя вести как Украина», «Белорусский «майдан»: «Будет пара сотен дебилов с флагами, и все».
Если обобщить, то осужденные сегодня «журналисты» и впрямь осуществляли в Беларуси агитацию, направленную как против возрождения белорусской национальной культуры, так и против возможного улучшения отношений Беларуси с Западом.
За что и поплатились – Лукашенко продемонстрировал, что собирается сохранить за собой полную свободу геополитического маневра, и пророссийские критики ему нужны еще меньше, чем борцы за свободу слова.
При том, судя по истеричному открытому письму агентства «Регнум» российскому послу в Беларуси Александру Сурикову, российский МИД не сделал вообще ничего для того, чтобы извлечь адептов «русского мира» из передряги.
Если быть точным, в конце прошлого года представитель российского МИД Маша Захарова призвала белорусскую сторону подойти к рассмотрению дела авторов «Регнума» в строгом соответствии с взятыми на себя Беларусью обязательствами, прежде всего в плане соблюдения свободы выражения мнений» – и на этом помощь закончилась.
А в общем, вся история лишний раз подчеркнула два характерных момента. Первый заключается в том, что Лукашенко и в самом деле опасается российского вмешательства – поэтому на «русомировцев» реагирует нервно. Тем более, что они еще и мешают ему маневрировать между ЕС и Россией – на чем базируется внешнеполитическая доктрина Минска уже много лет.
А второй момент заключается в том, что Россия в Беларуси действует в режиме «ихтамнет» – если кто-то из сторонников Кремля попадает в беду, от него просто дистанцируются. И этот второй момент намекает на то, что в возможности манипулировать Лукашенко не уверены сейчас и в Кремле. Что наводит на закономерный вывод, что конъюнктура межгосударственных отношений России и Беларуси находится сейчас на самой низкой точке за всю свою крайне непростую историю.