понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Дмитрий Орешкин: Европейский «друг» Путина ошибся с Крымом Заявление Милоша Земана – элемент гибридной войны, которую ведет Россия против Запада

Заявление европейского «друга» Владимира Путина, чешского президента Милоша Земана, о том, что потеря Украиной Крыма является «завершенным делом», и что вопрос можно «решить» путем выплат компенсации Киеву, означает лишь одно – Чехия хочет получить от России какие-то экономические преференции. И подобные ожидания – ошибка. Такое мнение в комментарии Апострофу высказал российский политолог Дмитрий Орешкин.

Ничего сверхъестественного не произошло. Насчет европейской войны (которая, по мнению Земана, может начаться, если Украина откажется от компенсации – ред.) – это слишком смело, потому что она уже по сути дела идет. И я думаю, что вопрос немножко в другом. Да, Крым сейчас под контролем России и вряд ли в ближайшем будущем удастся его вернуть. Это надо понимать, как объективную реальность, но это не значит, что надо с этим примиряться.

В данном случае я не очень понимаю логику чешского руководства, потому что большая часть европейских стран рассматривает ситуацию с Крымом как нарушение европейских представлений о законности. Их волнует не сам по себе Крым и не то, кому он принадлежит, а то, что в Европе впервые за последние 50 лет был совершен акт ирредента (отсоединения от одной территории и присоединения к другой – ред.). Сам по себе процесс сецессионизма (выхода территории из состава государства – ред.) или сепаратизма для Европы характерен, потому что перед Первой мировой войной в Европе было около 15-ти государств, среди которых пять крупнейших империй, перед Второй мировой войной – уже 30 государств, а сейчас их 55-60. Это первое.

Второе. Никто не может сказать про статус. Вот Северный Кипр – это государство или нет? Турция их признала как государство, а в Европе их никто не признает. То же самое Крым. Россия считает, что это ее территория. Но никто, кроме РФ, не считает Крым российский территорией.

В данном случае Чехия высказывается в том смысле, что, возможно, это уже состоявшийся факт. У Чехии для этого есть вполне понятные экономические резоны. Чехия рассчитывает, что при своей лояльности в отношении России она получит какие-то экономические приоритеты со стороны Кремля. Но нет – не получит, потому что у России сейчас слишком слабая экономика.

Это элемент гибридной войны, когда Россия старается работать с теми, кто признает ее контроль над Крымом. Но все европейские страны, да и большинство мировых, с этим не согласны.

Чехия делает рискованный повод, чтобы отдалиться от европейских ценностей и приблизиться к российским. Я думаю, что это ошибка, потому что ничего Чехия на этом не заработает, кроме критики со стороны Европейского союза.

Но я бы по этому поводу не стал слишком напрягаться. Мало ли, что говорит Чехия. Гораздо важнее, что говорят Германия, Британия, Франция, США и другие крупные мировые державы. Им это, естественно, не нравится и в ближайшем будущем вряд ли понравится. То же самое считают и Китай, и Беларусь, и многие другие страны, которые склонны поддерживать ту простую логику, что если законы существуют, то они должны соблюдаться.

В этом смысле мы имеем конфликт системы ценностей. Россия считает, что она вправе оттягивать территории, на которых много русских. И это создает для России невыгодную ситуацию, потому что империю боятся практически все соседи, где есть русские люди. Это не только Украина. Они есть и в Прибалтике, и где угодно их можно найти и попытаться «защитить».

Так что я думаю, что это игра Чехии в расчете на то, что в России ей скажут спасибо и чем-то помогут. Но кроме спасибо Чехия вряд ли что-либо заработает.

Конечно, президент Чехии имеет право говорить подобные вещи. Но, я думаю, Чехии от этого лучше не станет, да и ее президенту тоже. Он выбирает свою политическую позицию, но не стоит по этому поводу слишком возбуждаться. Ну, сказал – так сказал. Что тут изменится…



Поділіться цим