Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на днях предрек, что Евросоюз ждет «увядание и смерть». Эти слова он сказал в Будапеште на встрече с лидерами так называемой «Вышеградской четверки» – Польши, Венгрии, Словакии и Чехии.
Нужно отметить, что свое предсказание он сделал, когда думал, что его микрофон выключен, и никто его не слышит. Но услышали. И, надо сказать, определенный резон в этом высказывании есть. Прямо сейчас в ЕС происходит несколько процессов, угрожающих его будущему.
Польша, которую на встрече с Нетаньяху представляла премьер-министр Беата Шидло, сейчас вступила в прямую конфронтацию с Брюсселем. Сейм принял несколько законопроектов, уничтожающих независимость судебной системы страны. Поляки тут же организовали в Варшаве свой Майдан, стоящий уже вторую неделю. Там уже появились палатки, в которых ночуют протестующие. Как рассказал побывавший там знакомый польский журналист, такого уровня ненависти к власти он не ощущал со времен Майдана в Киеве.
Одновременно с этим глава Еврокомиссии Франс Тиммерманс объявил, что если диктаторские законы будут подписаны, то против Польши задействуют седьмую статью Конституции Евросоюза. Эта статья позволяет ввести санкции против государства-члена, если оно нарушает законы ЕС. Особенно те, где говорится об основах демократического устройства и принципе разделения власти.
Тем не менее, польские власти отступать пока не собираются. Сейчас все выглядит так, что они скорее откажутся от Евросоюза, чем от своих планов по установлению в стране авторитарного режима. Так, министр внутренних дел уже пригрозил, что демонстрантам будет грозить уголовное преследование. В МИДе Польши Евросоюзу ответили, что поводов для беспокойства пока нет, так как так называемая «реформа» только началась. Проще говоря, начальники из Варшавы послали ЕС подальше.
В своем выступлении Нетаньяху также предупредил, что гибель грозит не только Евросоюзу, но и отдельным его странам, если те не прекратят принимать у себя беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока. В переводе с дипломатического это означает: «Прекращайте мусульманскую иммиграцию!».
И эти слова тоже небеспочвенны. Прямо сейчас Италия задыхается от наплыва иммигрантов из Африки, которых массово завозят благотворительные гуманитарные организации. Они получили огромные гранты на вроде бы благородную цель – спасение людей на море. Но ради сохранения финансирования теперь вылавливают беженцев прямо у берегов Северной Африки.
В самой Италии мэры городов под давлением своих избирателей отказываются размещать у себя прибывших. Девать их уже просто некуда. Остальные европейские страны отказываются принимать беженцев. В этих условиях правительство Италии, которому скоро предстоят выборы, пошло на отчаянные меры. Во-первых, оно решило серьезно ограничить работу НКО, импортирующих беженцев из Африки. Во-вторых, итальянцы начали рассматривать идею введения для беженцев «гуманитарных» шенгенских виз.
С такими визами беженцы на легальных основаниях смогли бы разбрестись по всей Европе, сняв давление с Италии и ее экономики. В общем, разумно. Но тут уже взбеленились соседи этой замечательной страны. Австрия пригрозила закрыть пограничный переход через Альпы, если через него пойдут караваны африканцев с итальянскими визами. Примерно те же мысли возникают и у других соседних стран, например, Франции и Швейцарии.
Их вполне устраивает, что проблема сейчас остается внутри Италии, себе они такой радости не хотят. Понять эти страны можно, но есть проблема – Шенгенское соглашение оказывается под угрозой. Его собираются отменить. Фактически.
В результате складывается такая ситуация. Либо Италия со временем утонет в потоке иммигрантов и прекратит существование в своем нынешнем виде, либо в Европе снова вырастут границы. Ни то, ни другое хэппи эндом не назвать.
Возможно, совет Нетаньяху по поводу прекращение иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока не такое уж и глупое. И если его не принять во внимание, то предсказание израильского премьера о конце Евросоюза (или входящих в него стран) вполне может исполниться.
Иван Яковина / Новое время